Philological sciences УДК 811.161.1’42 DOI 10.17238/issn1998-5320.2017.27.66 Е. А. Глотова, Омский государственный педагогический университет ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАГОЛОВКОВ В ТЕКСТАХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ «СЕЛЬСКАЯ ТРИБУНА» КРУТИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ) Рассматриваются заголовки в СМИ с точки зрения прагматической установки. <...> На материале районной газеты описываются наиболее типичные заголовки для текстов с различными прагматическими характеристиками. <...> Как известно, заголовок должен привлечь внимание читателя, помочь понять, о чём будет идти речь в тексте, а самое главное – побудить к прочтению самого текста. <...> Выбор заголовка определяется прагматической (целевой) установкой текста и его стилистической принадлежностью. <...> Прагматическая установка может быть информативной, информативно-регламентирующей, информативнооценочной и информативно-императивной. <...> При информативной прагматике текст воздействует на читателя только информацией (например, научные тексты или официальные сообщения в газетах). <...> Информативно-оценочная прагматика вызывает у читателя ту или иную оценку полученной информации (публицистические тексты, художественные произведения, разговор). <...> Заметим, что выделенные разновидности парадигматических характеристик текста ориентированы на известные функциональные стили, однако жёсткой закреплённости за стилями не имеют. <...> Выделим самые типичные заголовки с прагматическими характеристиками для различных текстов: – с информативной прагматикой: тематический и сообщающий заголовки; – с информационно-оценочной прагматикой: эмоционально-оценочные, парадоксальные и проблемные заголовки; – с информативно-императивной прагматикой: побудительные и цитатные (в том числе и трансформированные) заголовки; – с информативно-регламентирующей прагматикой: классифицирующие заголовки, определяющие вид документа. <...> Philological sciences В практике журналистов может наблюдаться совмещение в одном <...>