№ 1 К.В. Вершинин (аспирант кафедры истории России до начала XIX в. исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова)* ЕЩЕ РАЗ О СОСТАВИТЕЛЕ МЕРИЛА ПРАВЕДНОГО В статье рассматривается связь древнерусского сборника Мерило Праведное с посланием Иакова Черноризца ростовскому князю Дмитрию Борисовичу (1276–1294). <...> Выявляются общие источники двух памятников из числа произведений переводной литературы. <...> Обсуждается возможное тождество Иакова Черноризца с владимирским епископом Иаковом (1288–1295). <...> Ключевые слова: Мерило Праведное, Иаков Черноризец, ростовский князь Дмитрий Борисович, канонические сборники, древнерусская литература, славянская переводная литература. <...> В этой связи представляется крайне важным исследование послания Иакова Черноризца князю Дмитрию Борисовичу – текстуальная связь послания с Мерилом была давно замечена. <...> 8-905-793-98-11; e-mail: versh-kv@ yandex.ru 12 Послание Иакова сохранилось по меньшей мере в пяти списках XV–XVII вв. (местонахождение еще двух рукописей неизвестно)1, лишь в одном из которых читается отчество князя – «Борисович». <...> Другие князья с теми же именами и отчествами – дмитровский (XIV в.) и галицкий (галич-мерский, XV в.) – не выглядят достойными кандидатами, так как Иаков называет Дмитрия «великим». <...> Несколько фрагментов в послании Иакова, общих с поучением из Мерила Праведного, было выявлено М.Н. Тихомировым. <...> Фрагмент «аки тяжарь, отребляти садъ железомъ ~ праваго пути» происходит из Пандект Антиоха Черноризца, которыми автор послания активно пользовался. <...> Однако именно в Мериле объединены цитаты из двух разных глав Пандект (21-й и 81-й)5. <...> М.В. Корогодина полагает что, напротив, Мерило вторично по отношению к посланию Иакова, и приводит соответствующие места6. <...> Например, в одном из фрагментов, заимствованных из Пандект, в Мериле добавлены слова: «противу ветромъ и бурямъ», которых у Иакова не оказывается. <...> 7 Та же самая фраза присутствует в начале поучения из Мерила Праведного, но перед ней вставлена <...>