РАЗВИТИЕ РАВНОПРАВНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧАЩИМИСЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Д. ШЕВЕЛЁВА <...> Интеграция в области образования нормативно развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается в России и за рубежом как педагогическая и социальная проблема, включённая в гуманитарное направление педагогических и социальных преобразований и противодействующих изоляции и дискриминации детей с особыми образовательными потребностями. <...> Проблема интеграции детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс общеобразовательной школы Необходимость социальной интеграции детей с особыми образовательными потребностями впервые обоснована за рубежом во второй половине XX века. <...> Трудности социализации ребёнка с особыми образовательными потребностями отождествляются с преодолением препятствий и ограничений, присутствующих в окружении, а не как это рассматривалось ранее с его физическими или интеллектуальными недостатками. <...> Интерактивный подход, сформировавшийся в зарубежной специальной педагогике в 70-х годах прошлого столетия, рассматривает бытие человека с особыми образовательными потребностями с точки зрения его включения в социум: от характера взаимоотношений (отторжение, принятие, устойчивые контакты) зависит возможность самопрезентации человека в мире. <...> Обращение к проблеме социальной интеграции показало, что на сегодняшний день в нашей стране имеет место дефицит исследований, рассматривающих механизмы создания в массовых школах благоприятных условий для социальной интеграции 61 Сценарии и алгоритмы [ 77 – 80 ] педагогическая мастерская детей с особыми образовательными потребностями; разработано недостаточное количество программ, цель которых – развитие уважительного отношения у здоровых, типично развивающихся школьников. <...> Таким образом, научный и практиче[ 55 – 60 ] Технологии и инструментарий 62 ский интерес <...>