Варианты дидактической жеребьёвки Вячеслав Букатов, доктор педагогических наук Б ольшинство игровых приёмов обучения связаны с выбором то ведущего, то капитана, то судьи (или судей). <...> И эту задачу он может с успехом выполнить, используя детские жеребьёвки-гадалки-считалки. <...> Когда дети играют у себя во дворе, то они часто используют различные жеребьёвки, которые позволяют без споров, «по справедливости» выбрать того, кто будет водить, или определить очерёдность вступления в игру её участников (или команд). <...> Выдающийся фольклорист и специалист по детским играм Г.С.Виноградов еще в 1930 году подчёркивал, что «ребят тешит ожидание 30 решения не от разумного расчёта, а от случая, от воли судьбы». <...> В разрешении затруднений случаем он усматривал гениальный психотерапевтический приём народной педагогики. <...> МЕТКА На каждого играющего готовят по одинаковой палочке, спичке, травинке. <...> Потом все с одной стороны зажимаются в кулак, выравнивая наружные концы. <...> ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 4/2016 МЕРИТЬСЯ НА ПАЛКЕ, КАНАТЬСЯ Способ этот удобен, когда выбирать ведущего приходится из немногих кандидатов. <...> Один из играющих хватается правой рукой за нижний конец палки. <...> Впритык к нему правыми руками за палку хватается второй, третий и т.д. <...> Когда все участники жеребьёвки вцепились в палку, первый переносит свою правую руку вверх, хватаясь выше руки последнего. <...> И так до тех пор, пока чья-то рука не захватит верхний конец палки. <...> Иногда последнему участнику остаётся столь маленькая верхушка палки, что возникают споры, кому достанется жребий – ему или предыдущему. <...> На этот случай существует правило: последний игрок захватывает частью ладони оставшийся кончик палки и обводит ею вокруг своей головы и плеч. <...> ВОДИТЬ ПО УГОВОРУ Иногда быть водящим вызывался кто-либо из играющих сам, добровольно. <...> Те, кто хотели начать игру первыми, кричали: «Чур, я первый!» или «Чур, я второй!» <...> Но самый распространённый вид выбора водящего – это считалка. <...> УЧЕНИЕ С УВЛЕЧЕНИЕМ <...>