Вопросы гуманитарных наук, № 2, 2017 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ История философии Швецова М.А., кандидат педагогических наук, доцент Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов ФИЛОСОФСКОЕ РАЗВИТИЕ ИДЕИ АКТИВНОСТИ Проблема человеческой активности обозначила свою актуальность уже более двух с половиной тысяч лет назад. <...> А само понятие «активность личности» сегодня приобрело междисциплинарный характер, став предметом интереса и изучения как психологов, так и педагогов, культурологов, физиологов и ученых других направлений. <...> И вряд ли наши рассуждения на эту тему могут соперничать по своей философской глубине и оригинальности с учениями таких мыслителей как Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, В.И. Иванов, И.А. Ильин, Н.О. Лосский, И.В. Киреевский, Л.Н. Толстой, Соловьев, Е.Н. Трубецкой, Н.Ф. Федоров, З. Фрейд <...> Античная идеалистическая философия рассматривала активность как свойство, присущее душе, как порождение внешних сил. <...> Так, размышляя об особенностях активности человека, Платон1 ориентировался на принцип сосредоточения всех способностей на одном предмете. <...> Источником же творческой активности личности в платоновской философии было Божество, которое выступало по отношению к человеку в роли попечителя. <...> Аристотель2, в свою очередь, чистое мышление и созерцание мудреца определял как наиболее высокие формы деятельности, аргументируя это тем, что лишь ему (мудрецу) дано постигнуть истинную цель человеческой активности, поскольку без разумного руководства устремлениями человеческая природа не способна к совершенствованию. <...> С точки зрения философа, для достижения поставленной цели человеку необходимо овладеть основными нравственными добродетелями, представляющими собой разумную привычку или твердое намерение действовать в соответствии со здравым смыслом. <...> Первым толчком к этому должно послужить внешнее воздействие на человека еще в детстве посредством воспитания. <...> Но Аристотель <...>