А.А. Зайцев доктор педагогических наук, профессор заведующий кафедрой физической культуры КГТУ aaz39@rambler.ru А.Ю. Фарафонов аспирант КГТУ artarcher141@rambler.ru Учет изменения вегетативных показателей в методике обучения военнослужащих упражнениям по преодолению полосы препятствий В педагогическом эксперименте доказана возможность индивидуализации занятий по физической подготовке военнослужащих на основе регистрации вегетативных показателей, что позволяет одновременно улучшать физическую подготовленность и формировать у них стрессоустойчивость Ключевые слова: физическая готовность; стрессоустойчивость; военнослужащие В настоящее время, наряду с высокими требованиями к уровню физической подготовленности военнослужащих, повышенные требования предъявляются к способности ее реализации в сложных и экстремальных ситуациях. <...> Эта способность напрямую связана со стрессоустойчивостью человека. <...> Согласно исследованиям В.В. Миронова и В.А. Шейченко, одним из действенных средств формирования стрессоустойчивости в условиях значительных физических нагрузок являются упражнения на полосе препятствий [4]. <...> Важнейшей составляющей педагогического процесса обучения и тренировки на полосе препятствий является контроль функционального и психологического состояния обучающихся. <...> Целью настоящего исследования стало экспериментальное обоснование методики тренировки в преодолении полосы препятствий на основе учета отдельных показателей деятельности вегетативной нервной системы. <...> Методами исследования стали: пульсометрия, измерение артериального давления и измерение времени прохождения отдельных участков полосы препятствий. <...> В обычном состоянии пульс здорового человека, как правило, не превышает 80 ударов в минуту, при этом верхние пределы значений его достигаются при выполнении физических упражнений в соревновательной форме или в форме осуществления текущих или итоговых контролей. <...> При интенсивности <...>