Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636225)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Дружба народов  / №4 2017

ОТЦЫ И ДЕТИ — ИЗВЕЧНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПЕРПЕНДИКУЛЯР (80,00 руб.)

0   0
Первый авторБыков Дмитрий
Страниц27
ID604437
АннотацияРусская литература молода и похожа на подростка, который, по удачному выражению доктора Спока, одержим двумя главными страхами: неужели я такой, как все? И — неужели я НЕ такой, как все? Во всем, что касается формы, русская литература подражательна, намеренно и пародийно вторична, но эту форму, заимствованную у Запада, она наполняет собственным, куда более серьезным и трагическим содержанием. Это похоже на мосластый русский кулак в европейской лайковой перчатке.
Быков, Д. ОТЦЫ И ДЕТИ — ИЗВЕЧНЫЙ РОССИЙСКИЙ ПЕРПЕНДИКУЛЯР / Д. Быков // Дружба народов .— 2017 .— №4 .— С. 205-231 .— URL: https://rucont.ru/efd/604437 (дата обращения: 22.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дмитрий Быков Отцы и дети — извечный российский перпендикуляр Русская литература молода и похожа на подростка, который, по удачному выражению доктора Спока, одержим двумя главными страхами: неужели я такой, как все? <...> Это похоже на мосластый русский кулак в европейской лайковой перчатке. <...> Литературная классика: диалог со временем 205 Форма романа в стихах взята Пушкиным у Байрона, Петербург Достоевского интонационно и атмосферно больше похож на Лондон Диккенса, чем на Петербург других современников, Некрасова, скажем. <...> Однако вот романы Хемингуэя и Фитцджеральда — совершенно тургеневские, поскольку Хемингуэй учился писать в Париже, а Фитцджеральд учился у Хемингуэя. <...> Бахтин говорил о полифоничности Достоевского, но в текстах Достоевского мы как раз нередко слышим (очень внятно, поскольку он не писал, а диктовал) захлебывающийся 206 Литературная классика: диалог со временем авторский говорок, жаркий шепот; слышим даже, когда он закуривает крепкую свою папиросу с турецким табаком или прихлебывает остывший чай. <...> В-пятых, тургеневский роман почти всегда ироничен, насмешлив, и эта щепоть перца придает его прозе особую, едкую остроту. <...> Без портрета губернатора в «Отцах», без монологов Потугина в «Дыме», без убийственного описания народнического опыта Нежданова в «Нови» (помните, где его напоили и чуть не повязали?) тургеневский роман непредставим. <...> Сколько бы Тургенев ни уверял, что разделяет все воззрения Базарова, кроме взглядов его на природу и литературу, — это касается теоретических Литературная классика: диалог со временем 207 воззрений, а они в жизни, как мы ясно видим из Тургенева, большой роли не играют. <...> «Отцы и дети» — роман о беспощадном устройстве России, в которой каждое следующее поколение оказывается врагом предыдущего и каждая новая эпоха отрицает следующую. <...> Все верно — Диккенс в ту пору был отнюдь не в чести не только в Америке с ее нарождавшимся битничеством, но и на своей родине, в Англии <...>