МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПРОЕКТНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ И ЭКСПЕРТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПРАКТИКУМ Направление подготовки 39.04.02. <...> – Социальная работа Магистерская программа «Социальная политика и социальная работа», «Экономика, право, организация и управление в социальной работе» Квалификация выпускника – магистр Ставрополь 2017 УДК 338.2: 364.4 (075.8) ББК 65.272: 67.5 я73 П 79 Печатается по решению редакционно-издательского отдела Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р социол. наук, профессор М. М. Шульга, канд. пед. наук, доцент В. В. Савченко (СтГМУ) П 79 Проектно-аналитическая и экспертная деятельность в социальной работе: практикум. / авт.-сост. <...> УДК 338.2: 364.4 (075.8) ББК 65.272: 67.5 я73 Авторы-составители: канд. пед. наук, доцент О. М. Луговая, канд. пед. наук, доцент И. В. Черникова ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2017 2 ПРЕДИСЛОВИЕ Курс «Проектно-аналитическая и экспертная деятельность в социальной работе» представляет собой систематическое изложение научных основ и представлений о социальном проектировании, аналитической и экспертной деятельности в социальной работе. <...> В процессе освоения дисциплины у магистранта формируются следующие компетенции: способность к практическому применению знаний, умений и навыков в организации научной, исследовательской, аналитической работ в управлении социальной сферой (ОК-3); способность к самостоятельному получению, обработки информации и применения ее в научной, профессионально-практической деятельности с помощью информационных технологий (ОК-4); знания об объектах и субъектах социальной и правовой деятельности в современном обществе (социально-экономическими, социально-правовыми, социально – политическими, социальнопедагогическими, геополитическими, социокультурными <...>
Проектно-аналитическая_и_экспертная_деятельность_в_социальной_работе.pdf
УДК 338.2: 364.4 (075.8)
ББК 65.272: 67.5 я73
П 79
Печатается по решению
редакционно-издательского отдела
Северо-Кавказского федерального
университета
Рецензенты:
д-р социол. наук, профессор М. М. Шульга,
канд. пед. наук, доцент В. В. Савченко
(СтГМУ)
П 79 Проектно-аналитическая и экспертная деятельность в
социальной работе: практикум. / авт.-сост.: О.М. Луговая,
И.В. Черникова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2017. – 114 с.
Пособие соответствует программе, разработанной в соответствии
с Государственным образовательным стандартом высшего
образования и охватывает комплексный теоретический и практический
материал, раскрывающий различные аспекты проектноаналитической
и экспертной деятельности в социальной работе.
Пособие рекомендовано студентам, обучающимся по направлению
39.04.02 – Социальная работа.
УДК 338.2: 364.4 (075.8)
ББК 65.272: 67.5 я73
Авторы-составители:
канд. пед. наук, доцент О. М. Луговая,
канд. пед. наук, доцент И. В. Черникова
ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2017
2
Стр.2
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс «Проектно-аналитическая и экспертная деятельность в
социальной работе» представляет собой систематическое изложение
научных основ и представлений о социальном проектировании,
аналитической и экспертной деятельности в социальной работе.
Данный курс имеет большое значение не только для получения
определенных навыков аналитической, диагностической и
проектной работы в практике социальной работы, но и для формирования
таких качеств специалиста, как направленность на изменения,
способность к восприятию нововведений.
В процессе освоения дисциплины у магистранта формируются
следующие компетенции:
способность к практическому применению знаний, умений и
навыков в организации научной, исследовательской, аналитической
работ в управлении социальной сферой (ОК-3);
способность к самостоятельному получению, обработки информации
и применения ее в научной, профессионально-практической
деятельности с помощью информационных технологий (ОК-4);
знания об объектах и субъектах социальной и правовой деятельности
в современном обществе (социально-экономическими,
социально-правовыми, социально – политическими, социальнопедагогическими,
геополитическими, социокультурными, этнокультурными
и др.) (ОК-5);
способность к выстраиванию индивидуальной траектории
профессионального развития (ОК-6);
способность самостоятельно применять знания, умения и
навыки в организации исследовательских и научных работ в области
теории, методологии и практики социальной работы (ПК-1);
способность системно анализировать социальные явления и
процессы, оперировать отражающими их сущность понятиями,
категориями, законами и использовать их в инновационной деятельности
(ПК-3);
способность профессионально представлять результаты научно
– исследовательской работы с учетом специфики научного исследования
в области социальной работы (ПК-4);
способность владеть и самостоятельно применять социальноправовые
знания и умения в профессиональной деятельности в
области социальной работы (ПК-6);
3
Стр.3
способность владеть современной методологией и методами
проведения аналитической, мониторинговой, прогнозной, проектной
работы в социальной деятельности, разрабатывать и внедрять
социальные проекты и программы, направленные на решение актуальных
проблем индивида, группы и общества (ПК-10);
способность к социальному проектированию, прогнозированию
и предвидению, как деятельности по созданию проектов по решению
актуальных проблем индивида, группы, общества (ПК-11);
готовность к прогнозированию, моделированию и конструированию
качеств и свойств социальных объектов, с целью эффективного
управления ими (ПК-12).
Предлагаемая тематика курса охватывает комплексный теоретический
и практический материал, раскрывающий различные аспекты
проектно-аналитической и экспертной деятельности в социальной
работе и предполагает последовательное рассмотрение роли
программно-целевого проектирования в социальном управлении;
проекта как средства управления деятельностью; технологий
целеполагания, анализа, экспертизы в проектной деятельности.
Структура практикума определяется его содержанием и дидактическими
задачами. Каждая тема снабжена вопросами и заданиями
для формирования и контроля владения компетенциями.
Это позволяет создать единую логику изложения каждой темы, что
дает возможность сформировать у магистров умение строить относительно
логичные и последовательные частные суждения на
основе общего подхода.
Практические занятия являются связующим звеном между
теорией и практикой. На практических занятиях студенты углубляют
и закрепляют теоретические знания, учатся применять адекватные
способы действия, ведущие к достижению результата, вырабатывают
аналитические умения, приобретают навыки, необходимые
для выполнения контрольных и курсовых работ. В результате
решается основная задача – не только раскрыть основные аспекты
проектно-аналитической и экспертной деятельности в социальной
работе, но и способствовать активизации и мотивации самостоятельной
познавательной деятельности магистров.
4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие …………………………………………………..
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Сущность и содержание социального управления ………
2. Общее назначение программно-целевого
проектирования в социальном управлении …………………….
3. Проект как средство управления деятельностью ………...
4. Технология целеполагания в проектной деятельности ….
5. Модели организационной структуры социального
проекта …………………………………………………………….
6. Методы разработки социальных проектов ……………….
7. Оценка проектов ……………………………………………
8. Проектный анализ ………………………………………….
9. Социальная экспертиза в проектной деятельности ………
Литература …………………………………………………….
Глоссарий ……………………………………………………...
Приложения …………………………………………………...
3
5
13
22
32
41
51
63
74
81
93
95
100
113
Стр.113