Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Опасности техногенного характера и защита от них (190,00 руб.)

0   0
АвторыДенщикова Т. Ю.
Издательствоизд-во СКФУ
Страниц141
ID603328
АннотацияПособие представляет курс лекций, который составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, рассматривает теоретико-методологические причины возникновения техногенных аварий и катастроф, включает вопросы защиты от опасностей техногенного характера, контрольные вопросы и литературу для углубленного изучения теоретико-методологических основ дисциплины
Кому рекомендованоПредназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профилю «Безопасность жизнедеятельности»
УДК614.8
ББК68.9
Опасности техногенного характера и защита от них : учебное пособие. Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование. Профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности». Бакалавриат / Т. Ю. Денщикова .— Ставрополь : изд-во СКФУ, 2016 .— 141 с. — URL: https://rucont.ru/efd/603328 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ОПАСНОСТИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И ЗАЩИТА ОТ НИХ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ Направление подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование Профиль подготовки «Безопасность жизнедеятельности» Бакалавриат Ставрополь 2016 УДК 614.8 (075.8) ББК 68.9 я 73 О 60 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р сель.-хоз. наук, профессор В. М. Иванов, канд. пед. наук, доцент С. Ю. Рожков О 60 Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / сост. <...> Пособие представляет курс лекций, который составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования; рассматривает теоретико-методологические причины возникновения техногенных аварий и катастроф; включает вопросы защиты от опасностей техногенного характера, контрольные вопросы и литературу для углубленного изучения теоретико-методологических основ дисциплины. <...> Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профилю «Безопасность жизнедеятельности». <...> В базовой части профессионального цикла дисциплине «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них» 3 предшествуют дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». <...> Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера Известно, что любая деятельность потенциально опасна, а сами опасности носят перманентный характер («перманентный» – постоянно, непрерывно продолжающийся, от лат. «permaneo» – остаюсь, продолжаюсь). <...> Реализуется потенциальная опасность через причины, и в случае, если нежелательные последствия будут значительные, то это событие <...>
Опасности_техногенного_характера_и_защита_от_них.pdf
УДК 614.8 (075.8) ББК 68.9 я 73 О 60 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета Рецензенты: д-р сель.-хоз. наук, профессор В. М. Иванов, канд. пед. наук, доцент С. Ю. Рожков О 60 Опасности техногенного характера и защита от них: учебное пособие / сост. Т. Ю. Денщикова. – Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2016. – 141 с. Пособие представляет курс лекций, который составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования; рассматривает теоретико-методологические причины возникновения техногенных аварий и катастроф; включает вопросы защиты от опасностей техногенного характера, контрольные вопросы и литературу для углубленного изучения теоретико-методологических основ дисциплины. Предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профилю «Безопасность жизнедеятельности». УДК 614.8 (075.8) ББК 68.9 я 73 Составитель канд. биол. наук, доцент Т. Ю. Денщикова © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 2
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ В последние десятилетия в жизни человечества все большее место занимают проблемы, связанные с преодолением различных кризисных явлений, возникающих по мере развития земной цивилизации. Обусловлено это, прежде всего, ростом количества чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приводящих к большим людским потерям и огромному материальному ущербу. Основными причинами увеличения количества катастроф являются: - неконтролируемое развитие техносферы, при всеобщей тенденции роста мощностей агрегатов на промышленных объектах и увеличения их концентрации на территориях; - урбанизация и увеличение плотности населения Земли. В России эти тенденции, кроме того, усугубляются сложной инфраструктурой экономики, разнообразием природных и климатических условий, а также длительным экономическим кризисом. Достаточно сказать, что в потенциально опасных зонах в стране проживают более трети населения страны. Устойчивое развитие Российской Федерации в современных условиях, во многом зависит от возможностей государства и человека управлять риском возникновения катастроф. Целью освоения дисциплины является формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций будущего бакалавра по направлению подготовки 44.03.01 – Педагогическое образование, профиль «Безопасность жизнедеятельности». Задачами освоения дисциплины являются: 1. Формирование у студентов способности использовать приёмы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций. 2. Развитие способности проектировать образовательные программы. Для освоения дисциплины студентам необходимы базовые знания, полученные при изучении дисциплин естественнонаучного, гуманитарного, социального циклов. В базовой части профессионального цикла дисциплине «Опасные ситуации техногенного характера и защита от них» 3
Стр.3
предшествуют дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Данная дисциплина является предшествующей для учебной и преддипломной практики студентов. Учебный материал рассматривает наиболее актуальные проблемы защиты человека и окружающей среды от поражающих факторов техногенных аварий и катастроф. В курсе лекций некоторые темы (программа) объединены, поскольку раскрываемые в них понятия близки в отношении классификационных признаков. В процессе освоения дисциплины у студентов должна быть сформирована способность использовать приёмы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9), а также способность проектировать образовательные программы (ПК-8). 4
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………. 1. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного происхождения …………………………………………………… 2. Классификация чрезвычайных и опасных ситуаций ……. 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ ……………………………………………………………. 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ…………….. 5. Опасные ситуации на промышленных объектах с выбросом экологически опасных веществ .………………….. 6. Аварии с выбросом возбудителей инфекционных заболеваний ………………………………………………………. 7. Чрезвычайные и опасные ситуации на системах жизнеобеспечения ……………………………………………….. 8. Пожары и взрывы …………………………………………. 9. Гидродинамические аварии ………………………………. 10. Чрезвычайные и опасные ситуации на транспорте …….. 11. Защита населения в условиях чрезвычайных ситуаций.. 12. Психологическая подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях ……………………………………… 13. Организация эвакуации населения ……………………… Заключение ……………………………………………………. Рекомендуемая литература …………………………………... 3 5 16 24 34 43 52 66 70 80 89 103 113 124 137 138 140
Стр.140

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.
.