МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» МЕДИЦИНСКАЯ ЭЛЕКТРОНИКА УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ 30.05.01 – Медицинская биохимия Квалификация выпускника – специалист Ставрополь 2016 УДК 621.396 (075.8) ББК 32.85:34.7 я73 М 42 Печатается по решению редакционно-издательского совета Северо-Кавказского федерального университета М 42 Медицинская электроника: учебное пособие / авт.-сост. <...> УДК 621.396 (075.8) ББК 32.85:34.7 я73 Авторы-составители: канд. мед. наук, доцент Т. А. Андросова, зав. отд. функц. и ультразвук. диагностики Е. Е. Юндина (ГБУЗ СК «ГККДП») Рецензенты: д-р мед. наук, профессор Н. В. Агранович, канд. мед. наук, доцент И. Г. Хрипунова © ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», 2016 2 Содержание Предисловие . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 3 Предисловие В подготовке высококвалифицированного врача-биохимика важную роль играет обучение специалистов грамотному и эффективному использованию современной измерительной медицинской аппаратурой. <...> Значительная роль в изучении дисциплины «Медицинская электроника» отводится самостоятельной работе студентов, заключающейся в совокупности индивидуально получаемых знаний в рамках необходимого теоретического материала, практических умений и навыков работы со специализированной медицинской электронной техникой. <...> По своей физической природе ультразвук представляет собой упругие волны и в этом он не отличается от звука. <...> Ультразвук в газах и, в частности, в воздухе распространяется с большим затуханием. <...> Поэтому области использования ультразвука средней частоты и ультразвука высокой частоты относятся почти исключительно к жидкостям и твёрдым телам, а в воздухе и газах применяют только ультразвук низкой частоты. <...> Источником ультразвука могут быть как естественные явления, так и искусственные установки – генераторы ультразвука. <...> 6 Естественными <...>
Медицинская_электроника.pdf
МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
МЕДИЦИНСКАЯ
ЭЛЕКТРОНИКА
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
30.05.01 – Медицинская биохимия
Квалификация выпускника – специалист
Ставрополь
2016
Стр.1
УДК 621.396 (075.8)
ББК 32.85:34.7 я73
М 42
Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Северо-Кавказского федерального
университета
М 42 Медицинская электроника: учебное пособие / авт.-сост.:
Т. А. Андросова, Е. Е. Юндина. – Ставрополь: Изд-во
СКФУ, 2016. – 117 с.
Пособие составлено в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом высшего образования,
учебным планом и программой дисциплины. Утверждено на заседании
кафедры общей и теоретической физики (протокол № 5 от
16 декабря 2015 г.). Пособие является продолжением курса лекций
по дисциплине и содержит главы, посвященные лучевой диагностике,
ультразвуковым и рентгеновским методам исследования,
методам исследования центральной нервной системы, изучению
некоторых параметров дыхательной системы, вопросы для самопроверки,
литературу.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности
30.05.01 – Медицинская биохимия.
УДК 621.396 (075.8)
ББК 32.85:34.7 я73
Авторы-составители:
канд. мед. наук, доцент Т. А. Андросова,
зав. отд. функц. и ультразвук. диагностики Е. Е. Юндина
(ГБУЗ СК «ГККДП»)
Рецензенты:
д-р мед. наук, профессор Н. В. Агранович,
канд. мед. наук, доцент И. Г. Хрипунова
© ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», 2016
2
Стр.2
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
Курс лекций
5. Ультразвуковые методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
6. Рентгеновские методы исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
7. Методы исследования центральной нервной системы . . . . . 50
8. Приборы и методы измерений параметров
дыхательной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
Литература и Интернет-источники . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
3
Стр.3
Предисловие
В подготовке высококвалифицированного врача-биохимика
важную роль играет обучение специалистов грамотному и эффективному
использованию современной измерительной медицинской
аппаратурой. В современном здравоохранении повсеместно
применяется электронная техника, основы которой базируются на
достижениях электротехники и электроники. Необходимым фактором
является приобретение умений и навыков работы с электронно-измерительной
медицинской аппаратурой. В связи с этим
изучение курса студентами, обучающимися по программам специальности
30.05.01 – Медицинская биохимия весьма актуален.
Целью курса является получение знаний, необходимых для
эффективного и грамотного использования современной электронной
и измерительной медицинской аппаратуры, применяемой как в
научных исследованиях, так и в практическом здравоохранении.
Задача курса – изучение основ технической и медицинской
электроники, приобретение навыков работы с электронноизмерительной
медицинской аппаратурой.
Изучение дисциплины требует от обучающихся компетенций
в области физики (механика, электричество, оптика, атомная физика),
математического анализа, биологии и физиологии.
Курс базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин
«Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая
статистика», «Органическая и физическая химия»,
«Анатомия», «Физиология» и входит в блок 1 ФГОС ВО.
Значительная роль в изучении дисциплины «Медицинская
электроника» отводится самостоятельной работе студентов, заключающейся
в совокупности индивидуально получаемых знаний
в рамках необходимого теоретического материала, практических
умений и навыков работы со специализированной медицинской
электронной техникой. В рамках самостоятельной работы необходимо
овладеть знаниями по применению различных методов диагностики
состояния различных органов и систем организма при
помощи специальных физических приборов, навыками расшифровки
электрокардиограммы, реограммы и пр.
В ходе изучения курса обучающийся должен овладеть следующими
компетенциями:
4
Стр.4
– ОПК-1– готовность решать стандартные задачи профессиональной
деятельности с использованием информационных библиографических
ресурсов, медико-биологической терминологии,
информационно-коммуникационных технологий и учетом основных
требований информационной безопасности;
– ОПК-7 – готовность к использованию основных физикохимических,
математических и иных естественнонаучных понятий
и методов при решении профессиональных задач.
5
Стр.5