• „ »<«l-.*-i»-'. "
CM
65S5
ИСТОРИЧЕСШЙ ОЧЕРЁЪ
ПРАВОС/1АВІЯ
КАТОЛИЧЕСТВА И УНІИ
Ш Ш
iifi n
СЪ ШШШШ i НАСТЩ4П ВРМІ.
-2-^.
^
4
U. ui. utu чр
ип&шиа ёша.
«! •«
• Ф r
B Ж Л Ь II А,
1895.
Стр.1
^ "•- ^' V
Печатать дозволяется. Вильна. 1895 года, мая 25 дня,
Цензоръ, Ка едральный Протоіерей Петръ Іевицкій.
БИБДЙОТЕКА
аменн
ТнпограФІя И. Блюмовича, въ Вильн ,
Стр.2
Задача нашего труда состоитъ въ томъ, чтобы
изобразить, въ краткихъ чертахъ, прежде всего,
начало и распространеніе православной в ры въ
древней с веро-западной Руси; зат мъ, представжть
сравнительно поздн йшее появленіе и распространеніе
католичества и насилъственное введеніе уніи:
въ Б лоруссіи и Литв , подъ владычествомъ литовско-польскихъ
королей; дал е, ЕСЗЛОЖИТЬ упорную,
продолжительную борьбу православиыхъ западноруссовъ
съ изм ыниками латино-уніатами ж,
нaкoнeи;ъ,-т-yничтoжeнie,
уніи, подъ владычествомъ
Россіи, вс посл днія судьбы католичества и православія
въ С веро-Западной Россіи. Ц ль нашего
труда будетъ достигнута, если чтеніе его ожившгъ
и укр пи^ъ въ сердц читателя созшшельную любовь
къ родному православію, которое, посл долгихъ
и тяжелыхъ испытаній, наконецъ опять возсіяло
на западнорусской земл съ новымъ блескомъ
ж красотою. Трудъ нашъ не лшпенъ и современнаго
знач:енія.
Въ текущемъ году праздяуется стол тіе со
времени окожчательнаго возвращенія къ Россіи
отъ Полыпи западныхъ губерній. Стол тіе воз
Стр.3
IY
соединенія края невольно переноситъ насъ къ
весьма поучительнымъ воспоминаніямъ о т хъ
отдаленныхъ временахъ св. Владиміра и Ярослава
Мудраго (980—1064), когда Западный край входилъ
въ составъ древне-русской земли, когда изъ Кіева
быстро распространшіась св. православная в ра въ
болыпей части нын шняго С вероЗападнаго края,
когда зд сь не было и сл довъ католичества
или унш. Современное значеніе наіпего труда открывается
и въ другнхъ отношеніяхъ ^.
Папа Левъ ХШнастойчиво стремится нын къ
введенію уніи между православными христіанами,
живущжми наВосток , не покидая нам ренія обратитьвъ
уніюи весьрусскій народъ. Съ этою ц дыо въ
Рим созываются соборы (1894 т.), издаются папскія
постановленія ипосланія, среди католжковъ собираются
пожертвованіядляучрежденія на Восток учебныхъ
заведеній, въ которыхъ обученіе будетъ производиться
въ дух латинства. Кром того, nana Левъ
ХПІ недавно р шилъ распространить постановлёніе
папы Венедикта XIY (отъ 24 декабря, 1743 г.)
касательно сохраненія восточныхъ обрядовъ греЕамй-мёлхитами
навс восточныя.нарбдности безъ
^ 11, 12 и 13 октября (по новому:каіенд^ріо) сл дующаго 1896 г. галщкіе
поляки вм ст съ яемногими своими единомышленниками, галидкими русинами,
собираются торж ственно праздновать 300-л тіе брестской дерковной
уніи. До дрограмм этого торжеетва, между ^рочимъ, цастановлено: вс строя-.
щіеся въ этомъгоду храмы въ Галичин посвятить памят Іосафата ЩЕдевича,
изв стнаго изув ра, преел довавшаго православіе;' учредить Іосафато^скій
йнститутъ для образоваМя :
руескаго юношества; распрас^ранйтЬі
въ
народ .жизнеоаисаніо этош ВДЙТШШ (о д ятелъности Іооафата. ою 75^77.
стр. нашей кн.) и т. под. До поводу предстоящаго торжества въ Галичия ,
н львя н напомнить, что ЗОО-л тняя годовіцина брестской уяш совпадаетъ'съ
Стр.4
V
t
жсключешя, каковъ бы ни быдъ ихъ обрядъ. Сказанное
постановленіе nana Левъ ХІП доподнилъ ІЗ-ю
новыми статьями. На основаніи этихъ статей датжнскіе
священники подвергаются раанымъ наказаніямъ
за переведеніе кого-либо изъ принявшихъ унію восточныхъ
христіаыъ въ латинскій обрядъ. Скрытый
смыслъ этого постановленіятотъ, что увлеченные въ
уыію христіане мало-по-малу оставятъ православные
обряды и сами собою скоро перейдутъ въ латинсгво,
особенно подъ вліяніемъ латинскаго направленія
въ учреждаемыхъ папою на Восток школахъ.
Съ тою же затаенною ц лью св. римокій престолъ
теперь, какъ н когда въ былыя врежена,
пржзываетъ и русскій народъ къ ужія съ
Римомъ, ЛЬСТЙВО об ідая сохранать намъ?
русскимъ,
въ полной неприкосновенности вс восточ:ные
обряды, внутреннее самоуправленіе, свободно
язбраніе епископовъ, в ковые обычаи. Онъ требуетъ
только признанія верховнаго главенства палы—
это условіе, отъ котораго св. престолъ не откажется
300-л тней годовщипой со дня рождеаія вблизи г. Бреста одной изъ много
численныхъ жертвъ уніи — св. преподобяаго мученика А анасія Филпаовиіа.
Св.А анасій, изрекшш н когда пророчество о будущемъ торжеств правосда-.
вія на развалинахъ уніи, принялъ мученйческую смерть за православіе въ
Бр ст 5 с нтября 1648 г. Въ вяду ЗОО-л тн й годовщины со дня рожденія
св. А анасія, изрекшаго означенное (исдолнивше ся въ наши дни) пророчество,
въ посл днее время со стороны н которыхъ православныхъ выражается
желаніе, чтобы въ м стяостяхъ съ бывшимъ уніатскимъ населеніемъ
возможно больше посвящаюсь храмовъ въ честь св. А анасія Брестскаго, что
бы въ тЬхъ же м стностяхъ, вовремявс хъ богосіуженій,наотпустахъ, вс гда
поминалось имя атого страдальца за иравославі , и чтобы жизнеопйсаніе вго
бшо раснространяемо въ народ въ возможно большемъ количеотв экз миляровъ.
(См. кр. жианеови А ая. на стр. 91--93 дащ й книги),
Стр.5
109
глазъ. Папы никогда не ст снялись давать разр
шенія на переходъ въ латжнство. Ером того,
король Сигизмундъ III не согласился обнародовать
въ своемъ королевств запрещеніе папы о перехо
д жвъ увіи въ латинство. Распоряженіе паяы
могло в дь поставить преграду распространенію
латинства, т мъ бол е, что, по словамъ короля Си:гизмунда
Ш, мнопе шолько потому п дгьлалгісь уніатами,
чтобы шмедлето перейши еъ лаштство. Кром
короля, опов щенію папскаго постановленія воспротивилисъ
виленскіж воевода, н которые литовскіе
вельможи и латинскіе епископы. Папа принужденъ
былъ черезъ шесть м сяцевъ издать лрежнее
постановленіе въ исправленномъ вид . 7 іюля
1627 года запрещено бьшо переходжть въ латинство
только уніатскимъ духовнымъ лицамъ, a о
мірянахъ вовсе умалчивалось. Это распоряженіе
сд лано было секретно: уніаты до Еонца Х Ш
в ка ничего не знали о немъ и продолжали думать,
что распоряженіе лапы о непереход въ латинство
какъ мірскихъ, такъ и духовныхъ уніатовъ,
остается въ прежней сил . Съ теченіемъ
времени совраіценія въ латкнство уведичились.
Н которые уніаты переходили въ латннство, даже
не спрашивая разр шенія изъ Рима. Другимъ въ
Рим отв чали, что и не нужно особаго разр -
женія, такъ какъ мірянамъ дозволенъ переходъ отъ
7 іюля 1627 года.
Базиліане, ихъ монаетыри и школы.
Главнымъ орудіемъ для латино-польской партіи
въ д л окатоличенія и ополяченія в
русскихъ
Зпаіатовъ были базиліане. Изв стно, что орденъ
базиліанъ при самомъ учрежденш своежъ принялъ
обычаи и порядки латинскихъ монашескихъ ор
Стр.1
110
денсгёъ. nana разр шилъ даже лаФинянамъ поступать
въ этотъ орденъ. Незавжсимый отъ вдасти
уніатскаго митрополита, поддерживаемый подьскимъ
королемъ и Римомъ, базиліанскій орденъ нанесъ
страшныя опустошенія православію. Въ пред
лахъ Б лоруссіи и Пжтвы въ XYII и Х Ш вв.
было до 88 базиліанскихъ монастырей. Незначительная
часть православныхъ монастырей была
совращена въ унію при самомъ ея введеніи, какъ,
наприм., монастырь Жировицкій, Пинскій, Виленскій
Свято-Троицкій, Лавришевскій, Супрасльскій,
Браславскій, Мстиславскій, ОнуФріевскій Пустынскій,
Гродненскій, Лещинскій, Полоцкій Борисогл
бскій, Минскій, Кобринскій, Черейскій и Трокскій.
Для самихъ базиліанъ въ разное время
основано было въ Лнтв и Б лоруссіи, въ ХУІІ
и ХУПІ вв.?
въ 1690 г., Лепесовскій въ 1691 г., Целерскій
въ 1696 г., ЛуЕомскій въ 1715 г.?
Стрекаловскій
въ 1722 г., Мазадовскій въ 1727 г., Новодворскій
и Терешковскій въ 1743 г.?
Сверженсшй и Друйскій
въ 1747 г., Голдовскій около 1747 г., Оголицкая
или Бобыницкая пустынька, близъ Петрикова,
въ 1748 г., Селецкій монастырь въ 1761 г., Соломерецкій
и Борисовскіи Воскресенскій въ 1753 г. При
я которыхъ, впрочемъ, весьма немногихъ, монастыряхъ
учреждены были миссіи „для попеченія
о спасеніи в рующихъ", какъ, наприм., базиліанская
миссія въ Мозыр , упоминаемая подъ 1747
і\ Этимъ мжссіямъ давались разныя индудьгенціи,
ленскую, 13—наГродненскую, 14—наМинскую, 11—
на Витебскую и на Курляндію и 10—на Могилевскую.
Кром того, со второй половины ХУП в ка
вновь отняты у православныхъ ж обращены въ
уніатскіе монастыри: Мозырскій, Ясногорскій
Петропавловскій монастырь въ 1652 году?
ходится на ньш шнюю Ковенскую губ.?
Міорскій
до 57-ми монастырей, изъ коихъ 3 при6—на
Ви
Стр.2
il l
ипредостаВлялосьмиссіонерамъ npalo благословдять
и раэдавать народу мёдальойы и корунки и водружать
кресты йа м ст совершенія: мжссій. При
другихъ монастьіряхъ содержались ПІЕОЛЫ ЖЛЖ
для монашествующихъ, или же для св тскаго юношества.
Для монашествующихъ изв стны были въ
ХУШ в к -богосдовскія школы въ Вияън и Полоцк
ж ФИЛОСОФСКІЯ въ Жировицахъ и Полоцк ; a
для св тскаго юыошества—прежняя Жировицкая
Философская школа, им вшая доЗОО учениковъ, и
вновь основанная Оверженская семинарія; Ворукская
Философская школа съ 300 учениковъ и
Якобштадтская риторическая въ Курляндіи съ 200
чениковъ.
Замойекій еоборъ 1720 .
Между т мъ ъшогочисленныя іезуйтскііі ^соллегіи
(училища) и школы базиліанъ, на половжну
состоявшихъ изъ поляковъ ж католиковЪі СІІ большимъ
усп хомъ продолжали окатолжчшвать ж ополячивать
унію. Начавшееся съ возжикновеліемъ
уніи иодавленіе православныхъ преданіж ж руссЕОЙ
народности, съ начала ХУПІ в ка дошло уже до
такой степенж, что польско-католикж р- шялжсь
узаконжть ж освятжть высшею церковною властіж)
латинскія нововведенія. Онж д йствовали въ тожъ
случа черезъ н которыхъ уніатовъ?
какло-нныхъ
къ латжнству и подьщизн . Р шжтельнын піагъ
къ сліянію уніи съ датжнствомъ сд ланъ бьхлъ на
замойскомъ собор въ 1720 г. На этожъ собор
пржняты былж уніатамж Еатолическіе догматьіу
какъ то: испов даніе в ры съ ігрибавкою „и
отъ Сына" ж ученіе о непогр іджмостж папы,
прянятъ УІП?
странено на уніатское духовенство цостанозлеякобы
вселенскіи соборъ, расдро
Стр.3
112
скій; а не другой какой-либо епископъ провозглашается.
Вм ст съ принятіемъ новыхъ догматовъ
уничтожены были н которые древніе восточные
обряды, запреіцено причащать младенцевъ, допуіцены
читанныя мши. Для упроченія вс хъ этихъ
нововведеній замойскій соборъ предписалъ внести
ихъ въ богослужебныя книги и перед лать, сообразно
съ этимъ, книгя, нап чатанныя прежде. liana
Климентъ XI не р шился утвердить постановленіе
замойскаго собора, а его преемникъ, Бенедиктъ
ХШ, утвердилъ въ 1724 году эти постановленія
условно—„насколько они не противор чатъ
постановленіямъ вселенскихъ соборовъ и распоряженіямъ
его предшественниковъ относительно восточнаго
обряда, „каковыя опред ленія всегда должны
оставаться въ своей сил "?
—писалъ Венедиктъ
ХІІІ.
Въ силу одного изъ постановленій замойскаго
собора, уніатскіе владъши стали перед лывать богослужебныя
книги на латинскій ладъ, съ латинскими
вставками, исключалж изъ святцовъ н которыхъ
святыхъ, какъ, наприм., имена св. Антонія
и еодосія Печерскихъ, вносили молитвы и разныя
посл дованія римской церкви, службы Игнатію
Лойол , королевичу Казиміру, Т лаБожія. Черезъ
исправленіе книгъ окончательно утвердилось въ
уніатской церквж ученіе объ исхожденіи Св. Духа
„и отъ Сына", о чистилищ , о крещеніи черезъ
обливаніе, о главенств папы. Особенной порч
подвергались книги, изданныя въ базиліанскихъ
монастыряхъ: Супрасльскомъ, Виленскомъ и Почаніе
тридентскаго собора объ од яніи священниковъ;
назначены были праздники ІосаФата
(Кунцевича) и Т яа Божія. Постановлено было
внести имя папы въ помянники и возносить
на литургіи, во время перенесенія св. даровъ, внятно7
громко
и ясно, дабы понятно было, что рим
Стр.4
113
евскомъ. Скоро и сами папы приняли окатоличеніе
уніи подъ свое покровительство и при разсмотр -
ніи печатаемыхъ ЕНИГЪ исключали службы древнеправославнымъ
святымъ. Еіце задолго до замойскаго
собора сняты были въ болыдинств уніатскихъ
церквей иконостасы. Посл этого собора появидись,
по образцу костельныхъ;
испов дальни и монстранціи.
Осыователи и покровители церквей, болыпею
частію католики, устраивали въ ыихъ католвсческіе
алтари и боковые приот ночные престолы. Мадопо-малу
введены были оргаыы. Въ 1747 г. приказаыо
было вс мъ уніатскимъ священникамъ обрить
бороды и на головахъ остричь волосы, по римскому
обыкновенію, чтобы устранить даже наружное
сходство ихъ съ православными пастырями. Вм ст
съ читанными мшами ггоявились звонки (во Бремя
об дни)7
имя папы, въ испов даніе в ры прибавлялось „и
отъ Сынаа
здроваськи, слыіиалось за богослуженіемъ
.
Правоелавная іерархія въ Б лоруееіи и Литв еъ половины
XVII до половины XVIII в ка.—Русское правительство
поддерживаетъ правоелавныхъ въ польскихъ влад ніяхъ.
По смерти митрополита Сильвестра Коссова,
преемника Петра Могилы, въ шевсше митрополжты
былъ избранъ лущсій епнскопъ Діонисій Балабанъ
(1657—1663 г.). ^ Въ 1658 г. онъ переселжлся въ
оставшуюся за Польшеіі западную. Украйну и въ
сл дуюіцемъ 1659 г. учредилъ свою консисторт
въ Слуцк . Во времена Діонисія Балабана, въпред
лахъ Польши оставалнсь, кром митрополичьей,
еще сл дующія православныя епархіи: Львовская
съ Галицкою, Перемышльская, Луцкая и Б лорусская
(Могилевская, или Мстиславская, учрежденная
въ 1632 г.). Митрополитъ Діонжсій Бадабанъ въ
8
Стр.5