Составъ губернаторовъ Голодный годъ Холера 1892—93г ІГереселеніе . '. j 7 14 . <...> Предлагаемое пзложеціе есть крнтака д ятельности паиіего мпііистерства впутреішихъ д лг въ управлепін земскими губеріші. іг. Причипа почему я обращаюоь къ заграппчиому печатиому станку — трудпооть у себя дома открыто и безъ обипяковъ писать о томъ учреждепіи, вт. рукахъ котораго паходится ценззфа. <...> Но такъ какъ ііользовапі такимт. орудіемт. мысли возбуждаетъ у пас-ь легко иедоразу»і ііія, то, во изб жапіе ихъ, на первыхъ же порахъ заявляю, что, крптикуя д ятелыюсть учрежденія, я пе думаю подкапываться подъ осиовы русскаго госз^дарственпаго строя, которыми дорожу. <...> Скажу бол е; я пршіуждеііт. д лать пападки иа старыя наши сосдовпыя силы во имя реальпыхъ иіітересовъ пастоящаго; по желаю искусственнаго ихъ упраздпенія, иахожу иужиымъ даже ихъ поддержку въ трудпыхъ обстояте.іьствахъ и пе пропов дую отвлечениаго ііачала шевства. <...> Зд сь подпергаются оц ик пе т иачала, которьиіи руководится мниисгерство виутр шшхъ д лъ въ своей д ятелыюсти, а самая ата д ятелышеть въ пред лахъ припятаго направлепія. <...> Пссл дпяя задача вытекала изъ разд ленія работы управлелія между центральными и м стпыми органами въ сорременнолъ государств . <...> Н а обязанпости первыхт. иэъ и и х ъ лежитъ организовать вс отраслн управлепія, выработать для и х ъ д ятелыюсти подробные уставы, законы и общія правила, иаправлять м стные оргапы и коитролировать и х г . Функція втор ы х ъ — д ятслыюсть в-ь <...>
Наше_Министерство_внутренних_дел.pdf
НАШЕ
МИШЕРСТВО ВНУТРЕННИХЪ ШЪ .
Леонида Дашкевича.
Вёрлинъ 1895г.
Йвдяиіе книжваго магазиші ІЦтура(Влпд
лецъ I. Р. Редо.)
Стр.1
Оглавленіе.
Къ читагслямъ
Зсмскіе пачалыіики
Новое земокое положсніо .
Составъ губернаторовъ
Голодный годъ
Холера 1892—93г
ІГереселеніе
.
'. в8
72
.
стр.
j
7
. 2І
14
29
Стр.2
Къ чи-Гателямъ.
ности паиіего мпііистерства впутреішихъ д лг въ
управлепін земскими губеріші. іг. Причипа почему
я обращаюоь къ заграппчиому печатиому станку —
трудпооть у себя дома открыто и безъ обипяковъ писать
о томъ учреждепіи, вт. рукахъ котораго паходится
ценззфа. Но такъ какъ ііользовапі такимт.
орудіемт. мысли возбуждаетъ у пас-ь легко иедоразу»і
ііія, то, во изб жапіе ихъ, на первыхъ же порахъ
заявляю, что, крптикуя д ятелыюсть учрежденія, я
пе думаю подкапываться подъ осиовы русскаго госз^дарственпаго
строя, которыми дорожу. На правду,
сказаипую о царскихъ слугахъ, смотрю какъ па
службу споему Государго. Скажу бол е; я пршіуждеііт.
д лать пападки иа старыя наши сосдовпыя
силы во имя реальпыхъ иіітересовъ пастоящаго;
по желаю искусственнаго ихъ упраздпенія, иахожу
иужиымъ даже ихъ поддержку въ трудпыхъ обстояте.іьствахъ
и пе пропов дую отвлечениаго ііачала
шевства.
Предлагаемое пзложеціе есть крнтака д ятельЗд
сь подпергаются оц ик пе т иачала, которьиіи
руководится мниисгерство виутр шшхъ д лъ
въ своей д ятелыюсти, а самая ата д ятелышеть въ
пред лахъ припятаго направлепія. Миогія пзъ этихъ
"ачалъ — и дов рі къ обществу, сословиый режииъ и
надежду па чиновниковъ — я считаю непрпгодныиъ
1
Стр.3
— 2 —
для современпаго русскаго государства и оСщсства.
Но все что можно было сказать объ этомъ, давно
уже еказапо другимп, и я этихъ началъ не касаюсь.
Но рядомъ и вм ст съ этими продуктами реакцш,
явившимисядоволыюпеожиданпо для большинстварусской
публики, министерство впутрепнихъ д лть взяло
на себя осуществить требованія д йствителыюсти: —
переработать сообразпо оказавшимся недочетамъ иаше
м стпое управленіе и представительотво, сд лать
Формы ихТ) бол е совершенными и меп е сложпыми,
руководить и паправлять ихъ д ятелыюстью. Пссл
дпяя задача вытекала изъ разд ленія работы управлелія
между центральными и м стпыми органами
въ сорременнолъ государств . На обязанпости первыхт.
иэъ иихъ лежитъ организовать вс
отраслн
управлепія, выработать для ихъ д ятелыюсти подробные
уставы, законы и общія правила, иаправлять
м стные оргапы и коитролировать ихг. Функція вторыхъ
— д ятслыюсть в-ь пред лах-ь данной организаціи
и прим пеіііо къ конкретпымъ явленіямъ жизпи
общаго выработаннаго плапа.
Такимъ образомъ централыше органы по этому
требовапію являются органами устройства; м стныеоргапами
д ятелыюсти или управлепія въ т спомъ
смысл . Причина такого различія осиовываетоя на
то>п., что цептралыіыя учрежденія, какъ в чпо д йствующія
учрежденія, а п какі. постояііно см ияющіяся
власти и лица, обладаютъ большимъ запасомъ
адмшшстративііоиопытпости, у м стпых-ьучрежденій
обыкііовепііо отсутствующей. Первыя яси е созпаютъ
государствепныя ц ли, у вторыхъ он часто затм -
ваются м стпою ограничепностыо и м стными интересами;
оттого первыя им ютъ бол е широкій взглядъ
и попимаиіе для труди ишей д ятелыюсти въ государств
-законодательства, устройства и паправлеііія.
По теоріи и по иашему, хотя пе выработаппому пра
Стр.4
— 3 —
ву, направленіе и руководство м стныхт. учреждеиій
устанавливается не только въ законодательномъ порядк
, но главньшъ образомъ въ порядк управленія
верховными органамн такого управленія - министрами.
Законъ организуетъ только власти, опред
ляетг их-ь компетенцш, у насъ даже не всегда, вооружаетъ
власти изв стными средствами для управленія
той та другой отраслью народной жизни; но изыскапіе
способовъ и м ръ, необходимыхъ для осуществленія
выдвигаемыхъ текущею жизнью вопросовъ,
предоставляетъ усмотр нію самой администраціи.
Въ пореформенной нашей исторіи такое требованіе
разд ленія работы управленія между центральными
и м стными оргапами не исполиялось. Создавъ
у пасъ м стныя общеотвениыя волыюсти, правительство
тотчасъ же отвратило отъ пихъ свое лицо,
пе стало объ нихъ заботиться и пе думало ихъ
превращать въ оргаиы государствепнаго самоуправленія.
Основанному у иась самоуправленію пришлось
ие только самому уетроиться, no также самому разработать
иорученныя ему отрасли управленія. Съ
этой чуждой ихъ природ законодательно-организаціонпою
д ятельиостью м стпыя учрежденія и
справились; опи не смогли дать должиой организаціи
поручепнымъ имъ задачамт-. Только въ недавнее
время правителіство провозгласило теорію государстсеннаго
руководства м стныхъ учреждепій.
Моя ц ль показаті-, что вс эти жизненныя части министерской
программы были только поставлены, но не
осуществлепы. Органы м стнаго управлепія былн
выработаны, но ихъ не съум ли ввести въ жизнь.
Общія пачала были провозглашепы, но для разработки
их-ь пе оказалось ни знанія, ни серьезиаго труда.
Теорія государствепнаго руководства выразидась
только въ томъ, что должностпыхъ лицт. перечнолили
ст, земской службы на государстсенную, расписали
1*
Стр.5