М ЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ В разделе публикуются методики и рекомендации, имеющие как общеметодологический, так и узкопредметный характер. <...> Материалы этого раздела призваны помочь в практической организации учебного исследования самому широкому кругу воспитателей: профессиональным педагогам школ и учреждений дополнительного образования и родителям. <...> Методологические вопросы в практике организации проектной и исследовательской деятельности Дендебер Светлана Викторовна, кандидат сельско-хозяйственных наук, доцент, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Воронежской области «Институт развития образования», методист отдела методического сопровождения модернизации содержания образования Во ФГОС ООО значительное внимание уделяется необходимости формирования «основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» [1]. <...> Но складывается ситуация, когда педагоги школ затрудняются в разведении понятий «проект», «исследование» и «реферат» и, соответственно, в написании положений и программ. <...> Наблюдаются даже такие понятия, как «реферативные проектно-исследовательские материалы». <...> В реферате не предусматривается выражение собственного мнения к прочитанному и, тем более, не предусматривается решение какой-либо проблемы. <...> Темы рефератов большей частью носят обзорный характер — например, «Прокариотические организмы и их роль в биоценозах», «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни растения», «Эмбриологические доказательства эволюционного родства животных» и др. <...> То есть понятие «проектно-исследовательская деятельность» не совсем корректно, но исследовательский проект, согласно классификации Е.С. Полат, имеет место быть, т <...>