Формирование исследовательских компетентностей обучающихся на факультативных занятиях по физике Гелясин Александр Евгеньевич, проректор по учебно-методической работе Витебского государственного института развития образования (Республика Беларусь), учитель ГУО «Гимназия № 1 г. Витебска», кандидат физико-математических наук, учитель-методист Гелясина Елена Владимировна, заведующая кафедрой педагогики, психологии и частных методик Витебского государственного института развития образования (Республика Беларусь), кандидат педагогических наук, доцент В статье обобщён опыт работы по формированию исследовательских компетентностей школьников на факультативных занятиях по физике. <...> Охарактеризованы принципы организации процесса формирования исследовательских компетентностей школьников. <...> Предложено технологическое описание процесса формирования исследовательских компетентностей учащихся. <...> Приоритетом государственной политики в сфере образования является обеспечение его доступности и качества, ориентированности на укрепление человеческого потенциала для устойчивого развития государства. <...> При этом ключевым механизмом, обеспечивающим решение поставленной задачи, определено профильное обучение, организационно реализуемое через повышенный уровень изучения предметов и факультативные занятия. <...> Как отмечается в инструктивно-методическом письме, регламентирующем организацию профильного обучения на третьей ступени общего среднего образования, повышенный уровень изучения учебного предмета предусматривает ориентированность на приобретение учащимися систематических знаний и способов действий и должен обеспечивать развитие средствами учебного предмета как предметных, так и метапредметных компетентностей. <...> Ключевая роль в структуре метапредметных компетентностей отводится исследовательским компетентностям. <...> 26 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ШКОЛЬНИКОВ / 1’2017 В отечественной <...>