МУЗ ЕЙ – КАК ЛИЦО ЭПОХИ Елена Генерозова «Кружевница», Василий Андреевич Тропинин, 1823 год, Третьяковская галерея. <...> Портрет – по сути, но по духу это и жанровая картина тоже. <...> Девушка с непокрытой головой, простой прической, в платье, которое вряд ли можно назвать нарядным – изображена за работой. <...> Тропинин писал довольно много портретов ученых, художников, литераторов, государственных деятелей и помещичьего люда, но в его творчестве есть ряд женских персонажей, крестьянских девушек за работой, которые стоят несколько особняком. <...> Особенность их – в том, что художник, человек крепостной, получивший вольную уже после сорока, хорошо знал, что значит тяжелый труд без возможности выбора. <...> Занятия крепостных женщин – золотошвеек, кружевниц, в отличие от дворовых работ и труда в поле, могут показаться нам не такими уж и тяжелыми. <...> В любом случае, те прекрасные образы кисти Тропинина, которые мы сейчас имеем счастье лицезреть во множестве русских музеев, не кажутся нам ни печальными, ни несчастными. <...> Владелец Василия Тропинина, помещик граф Морков, изображал мецената, покровительствовал изящным искусствам, имел вкус и, как теперь принято говорить, способности к стратегическому планированию, потому что довольно рано понял, что его крепостной обладает художественными способностями, которые могут пригодиться в хозяйстве. <...> Василий Тропинин уезжает учиться в петербургскую Академию художеств, в мастерскую Щукина, известного на тот момент портретиста. <...> Он усердно учится, заводит знакомства с собратьями по академии и с замечательными художниками Сильвестром Щедриным, Кипренским, Алексеем Ивановым. <...> Однако Морков, решив, что «такая корова нужна самому», призывает его к себе в имение, где Тропинин пишет картины, занимается архитектурными проектами, ведет строительство. <...> К сожалению, это далеко не все, что делает художник – его жизнь слуги влечет за собой еще множество обязанностей, которые любому талантливому человеку <...>