Павла КаК ПОКаЗаТелЬ ДРевнеХРиСТианСКОгО СОЗнаниЯ* И.В. КИРСБЕРГ Название статьи имплицитно предполагает широкий ракурс рассмотрения религии, а именно – религии как сознания. <...> Но и в такой перспективе заявленная тема с религиоведческой точки зрения все еще не выглядит общезначимой. <...> В самом деле, вовсе не очевидно, что феноменологическое исследование религиозного сознания будет гарантировать достаточно полное понимание религии в ее многомерности, а не только ее психологической проекции. <...> Изучение религии как сознания неизбежно вызывает вопрос: каким образом такой «опосредованный» подход – через сознание – может включить в себя всю многомерность феномена религии и может быть согласован с «прямыми» ее исследованиями. <...> Даже познавательно неочевидно богословие в конечном счете обращено к миру верующего, а потому представляется более значимым – хотя бы как эмпирический материал для религиоведческих исследований. <...> В этой связи важно подчеркнуть, что в контексте нашей статьи религия представлена через религиозный мир верующего. <...> Последний, тем самым, проявляется как религия только для верующего. <...> При этом существенные детали этого мира – социальные, политические, экономические – выступают именно как его религиозные проявления. <...> В самом деле, будучи рассмотренными сами по себе, они неизбежно презентируют мир верующего в виде мира общего всем людям. <...> Однако при таком рассмотрении элиминируется качественная специфика религиозного мира. <...> И понятно, что такое видение не релевантно собственно религиоведению как таковому. <...> Мы исходим из того, что весь мир верующего – если религия принята во внимание – является миром для верующего, миром религиозного сознания. <...> Философия Понимание религии как мира верующего позволяет отличить ее от общего всем людям мира, показывая его, например, как причину возникновения и существования феномена религии, а саму религию – более определенно; тогда любые ее особенности <...>