ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ* КУЗНЕЦОВА Наталия Ивановна – д-р филос. наук, проф., гл. научный сотрудник. <...> На широком историко-научном материале демонстрируется, что процесс формирования научных дисциплин является проявлением самоорганизации научного сообщества. <...> Показано, что успех появления новой дисциплины связан с выдвижением не исследовательской, а коллекторской программы (программы систематизации знаний). <...> Именно она обеспечивает когнитивную институализацию той или иной области исследовательской практики. <...> Ключевые слова: научная дисциплина, социальная институализация, когнитивная институализация, научное сообщество, исследовательская программа, коллекторская программа, учебный курс Для цитирования: Кузнецова Н.И. <...> Феномен научной дисциплины: эпистемологический анализ // Высшее образование в России. <...> 59–70. в целом представляет собой систему дисциплин: это настолько привычный её облик, что дисциплинарная организация научного знания многие десятилетия не подвергалась критической рефлексии. <...> Именно тогда появились многочисленные исследования этого феномена – как конкретно-ориентированного характера (рассматривающие яркие случаи возникновения научных дисциплин в духе case studies), так и демонстрирующие концептуальный потенциал ряда известных историко-гносеологических подходов. <...> Вместе с тем науковедческие и наукометрические исследования тех лет, как справедливо подчёркивали те же авторы, исходили из разных предметов 60 Высшее образование в России • № 3, 2017 и методик, и согласовать разнообразные эмпирические данные вне объединяющей концептуальной рамки не представлялось возможным [Там же, c. <...> С некоторых пор – не без влияния зарубежной литературы и соответствующего потока полемически заостренных работ – ведущей тематикой стала «трансдисциплинарность». <...> Наиболее развёрнутое определение этого явления принадлежит Л.П. Киященко <...>