Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Высшее образование в России  / №3 2017

ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКузнецова Наталия Ивановна
Страниц12
ID601708
АннотацияНа широком историко-научном материале демонстрируется, что процесс формирования научных дисциплин является проявлением самоорганизации научного сообщества. Показано, что успех появления новой дисциплины связан с выдвижением не исследовательской, а коллекторской программы (программы систематизации знаний). Именно она обеспечивает когнитивную институализацию той или иной области исследовательской практики. Учебные курсы базируются на коллекторских программах; они разрабатываются в целях трансляции познавательного опыта, включая «неявное знание», без которого невозможна профессиональная научная деятельность.
Кузнецова, Н.И. ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / Н.И. Кузнецова // Высшее образование в России .— 2017 .— №3 .— С. 61-72 .— URL: https://rucont.ru/efd/601708 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕНОМЕН НАУЧНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ* КУЗНЕЦОВА Наталия Ивановна – д-р филос. наук, проф., гл. научный сотрудник. <...> На широком историко-научном материале демонстрируется, что процесс формирования научных дисциплин является проявлением самоорганизации научного сообщества. <...> Показано, что успех появления новой дисциплины связан с выдвижением не исследовательской, а коллекторской программы (программы систематизации знаний). <...> Именно она обеспечивает когнитивную институализацию той или иной области исследовательской практики. <...> Ключевые слова: научная дисциплина, социальная институализация, когнитивная институализация, научное сообщество, исследовательская программа, коллекторская программа, учебный курс Для цитирования: Кузнецова Н.И. <...> Феномен научной дисциплины: эпистемологический анализ // Высшее образование в России. <...> 59–70. в целом представляет собой систему дисциплин: это настолько привычный её облик, что дисциплинарная организация научного знания многие десятилетия не подвергалась критической рефлексии. <...> Именно тогда появились многочисленные исследования этого феномена – как конкретно-ориентированного характера (рассматривающие яркие случаи возникновения научных дисциплин в духе case studies), так и демонстрирующие концептуальный потенциал ряда известных историко-гносеологических подходов. <...> Вместе с тем науковедческие и наукометрические исследования тех лет, как справедливо подчёркивали те же авторы, исходили из разных предметов 60 Высшее образование в России • № 3, 2017 и методик, и согласовать разнообразные эмпирические данные вне объединяющей концептуальной рамки не представлялось возможным [Там же, c. <...> С некоторых пор – не без влияния зарубежной литературы и соответствующего потока полемически заостренных работ – ведущей тематикой стала «трансдисциплинарность». <...> Наиболее развёрнутое определение этого явления принадлежит Л.П. Киященко <...>