НАПРАВЛЕНИЯ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ПОДГОТОВКА МОЛОДЫХ УЧЁНЫХ В АСПИРАНТУРЕ: ПОИСК ЕДИНОГО ОРИЕНТИРА ПОПОВА Наталья Геннадьевна – канд. социол. наук, зав. кафедрой, Институт филосо фии и права УрО РАН. <...> Email: ngpopova@list.ru БИРИЧЕВА Екатерина Вячеславовна – канд. филос. наук, ст. преподаватель, Институт философии и права УрО РАН. <...> Цель данного исследования – поиск единого основания для практичес кой реализации образовательных программ в аспирантуре нового типа. <...> В последние годы множество исследователей обеспокоены противоречивостью новых образова тельных стандартов для аспирантуры; ведутся дискуссии о внесении корректив в нормативные документы, регулирующие обучение по новым программам подготовки аспирантов. <...> Данный критикорефлексивный подход, безусловно, важен, однако, по мимо постановки и решения вопросов о «должном», преподаватели и научные руково дители вынуждены тем или иным образом реализовывать текущую версию учебного плана аспиранта «здесь и сейчас». <...> Поэтому необходим поиск надёжных оснований, позволяющих уверенно вести подготовку молодых учёных с учётом обновленных тре бований, требуются общезначимые ориентиры для понимания целей обучения в аспи рантуре и, соответственно, разработка адекватной модели преподавания. <...> В ходе социальнофилософского анализа современной повседневности молодых учё ных в статье рассматриваются контуры возможного практического решения задачи перестройки образовательного процесса в аспирантуре, ориентированного на повыше ние качества подготовки будущих учёных. <...> В ходе теоретического осмысления ситуации и анализа эмпирических данных делается вывод о том, что хоро шим ориентиром для воплощения идей новой аспирантуры может служить осознанная самореализация аспиранта как «исследователя» и «преподавателяисследователя». <...> Статья представляет интерес для широкого круга читателей, в том числе соци ологов науки, философов <...>