Языков творил в эпоху, точно
названную
Гоголем
"поэтической
Элладой", во время величественного и
неповторимого
расцвета
русской поэзии. <...> Самобытность языковской лирики сразу была отмечена современниками. <...> Какой избыток чувств и сил,
Какое буйство молодое! <...> И позднее, прочитав первый поэтический
сборник Языкова, повторил в беседе с Гоголем: "Человек с обыкновенными
силами ничего не сделает подобного; тут потребно буйство сил". <...> Буйства молодого певец роскошный и лихой" (Баратынский), "Разгул и
буйство сил... свет молодого восторга... юношеская свежесть" (Гоголь),
"самое сильное противоядие пошлому морализму и приторной
поэтической
слезливости" (В. Г. Белинский), "сильный голос" (Константин Аксаков), стихи,
"полные жизни и силы, пламенные, громозвучные" (М. П. Погодин)- вот далекий
от полноты свод отзывов современников' о Николае Языкове, в которых чаще
всего повторяется одно слово - сила. <...> Уже современники понимали неувядаемую силу лучших
языковских творений. <...> Всюду в этой поэзии разлиты свет, удалая сила, порывистая
непосредственность и то, что Пушкин назвал "упоением в бою". <...> Конечно,
менялся сам поэт, крепла и зрела его поэзия, и все же на первом месте здесь
всегда была мысль о центральной дороге. <...> ...Все стихи его, - писал критик Иван Киреевский, - вместе взятые, кажутся
искрами одного огня, блестящими отрывками одной поэмы, недосказанной,
разорванной, но которой целость и стройность понятны из частей". <...> Целостная, единая в своем творческом пафосе поэзия Николая Языкова
обретает силу в органичном слиянии с жизнью своего творца. <...> И для того чтобы лучше
понять поэзию Николая Языкова, нужно все время обращаться к жизни, в ней
выразившейся. <...> И это было своего рода революцией в поэзии, ибо центр интересов и
стремлений поэта переместился в глубь внутреннего мира человека. <...> Между тем именно сила и органичность дарования способствовали расцвету
многоликой поэзии Языкова. <...> Он хотел из
рассказанной
Карамзиным истории Бориса <...>
Николай_Языков_и_его_поэзия.pdf
В. И. Сахаров
Николай Языков и его поэзия
---------------------------------------------------------------------------Языков
Н. М. Стихотворения. М., "Советская Россия", 1978.
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Я
чувствую: завиден жребий мой,
Есть и во мне благословенье бога,
И праведна житейская дорога.
Беспечно выбранная мной, -
писал о себе Языков, и эта спокойная уверенность в правильности выбранной
жизненной и творческой дороги не только характеризует личность поэта, но и
отличает его среди русских лириков той поры. Языков творил в эпоху, точно
названную Гоголем
"поэтической Элладой", во время величественного и
неповторимого расцвета русской поэзии. Рядом с Жуковским, Пушкиным,
Тютчевым, Баратынским молодому стихотворцу мудрено было остаться спокойным и
уверенным в себе, в своем поэтическом даре. Еще труднее было сохранить
самобытность
и не утратить при этом завоеваний великих
поэтов-современников. Тем замечательнее вера Языкова в необходимость и
самоценность своего творчества.
Самобытность языковской лирики сразу была отмечена современниками. "С
появлением первых стихов его всем послышалась новая лира", - писал Гоголь.
Но не просто очередное дарование приветствовалось тогда в молодом Языкове.
Лучшие поэты и критики эпохи увидели в его стихотворениях одну главную
черту, давшую Языкову право на собственный путь и голос в отечественной
литературе.
Какой избыток чувств и сил,
Какое буйство молодое!
Так обращался к поэту Пушкин. И позднее, прочитав первый поэтический
сборник Языкова, повторил в беседе с Гоголем: "Человек с обыкновенными
силами ничего не сделает подобного; тут потребно буйство сил".
"Буйства молодого певец роскошный и лихой" (Баратынский), "Разгул и
буйство сил... свет молодого восторга... юношеская свежесть" (Гоголь),
"самое сильное противоядие пошлому морализму и приторной поэтической
слезливости" (В. Г. Белинский), "сильный голос" (Константин Аксаков), стихи,
"полные жизни и силы, пламенные, громозвучные" (М. П. Погодин)- вот далекий
от полноты свод отзывов современников' о Николае Языкове, в которых чаще
всего повторяется одно слово - сила. Именно мощь и свежесть поэтического
дарования Языкова влекли тогда и ныне
гармоничным стихам. Уже современники
привлекают к его энергическим и
понимали неувядаемую силу лучших
языковских творений. И точно, проницательно сказал о Языкове друг его
Баратынский: "...мы еще почувствуем все достоинство его бессмертной
свежести".
Все сказанное верно и для молодых
творений Языкова-студента, и для
поздней его лирики, созданной смертельно больным, но не сломленным
человеком. Всюду в этой поэзии разлиты свет, удалая сила, порывистая
непосредственность и то, что Пушкин назвал "упоением в бою". Конечно,
менялся сам поэт, крепла и зрела его поэзия, и все же на первом месте здесь
всегда была мысль о центральной дороге. Мыслью этой внешне разрозненные,
разнородные стихотворения Языкова скреплены в единое художественное целое.
"...Все стихи его, - писал критик Иван Киреевский, - вместе взятые, кажутся
искрами одного огня, блестящими отрывками одной поэмы, недосказанной,
разорванной, но которой целость и стройность понятны из частей".
Целостная, единая в своем творческом пафосе поэзия Николая Языкова
обретает силу в органичном слиянии с жизнью своего творца. Это очень личная
поэзия, в ней человек высказался вполне. И если страждущая, замкнутая поэзия
Баратынского трагична в своей объективности и вся обращена внутрь себя,
истекая шедеврами как каплями крови, то
высшей степени общительно и отзывчиво, полно непрерывного движения, все
время торопится за быстро меняющейся жизнью.
запечатлена шаг за шагом собственная биография поэта, - в них непрерывно
творчество Языкова разомкнуто, в
В стихотворениях его
Стр.1