УДК 681.26:581.781.2 ТЕМПЕРАТУРНЫЕ ДИНАМИЧЕСКИЕ ПОГРЕШНОСТИ В ТЕНЗОМЕТРИЧЕСКИХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ШЕСТИКОМПОНЕНТНЫХ ВЕСАХ И. В. <...> Клеев Рассмотрены источники возникновения температурных динамических погрешностей и методы их исследования и классификации. <...> ВВЕДЕНИЕ Одной из основных задач экспериментальной аэродинамики является изучение силового взаимодействия газового потока с испытуемыми моделями (летательные аппараты, наземный транспорт, космическая техника и др.) <...> . В современном эксперименте чрезвычайно важным требованием является точность измеряемых величин (подъемной силы, силы сопротивления и т. д.) воздействия газового потока на исследуемый аппарат. <...> Связано это, в частности, с необходимостью получения более точных характеристик разрабатываемых летательных аппаратов (и их элементов) в условии жесткой конкуренции на авиационном рынке. <...> При проведении современного аэрофизического эксперимента в аэродинамических трубах большая часть измерений производится тензометрическими весами. <...> 1 изображена схема расположения внутримодельных тензовесов в модели летательного аппарата. <...> Тензовесы представляют собой прибор, выполненный из монолитного куска металла и реагирующий на внешнее силовое воздействие деформацией чувствительных элементов. <...> При помощи тензорезисторов и средств вычислительной техники деформация преобразуется в электрические сигналы, которые используются для определения воздействия газового потока на исследуеMx X Y My V Правление потока Mz Z мый аппарат, например, подъемной силы, силы аэродинамического сопротивления и др. <...> . Современные аэродинамические весы в стационарном тепловом режиме обладают высокой точностью. <...> При изменении тепловых режимов, то есть при нагревании или охлаждении, резко возрастает температурная погрешность тензовесов. <...> Причем ее значение в сотни раз может превышать погрешность весов, работающих в стационарном тепловом режиме. <...> Различают две составляющие <...>