ФН – 6/2012 Философия как исследование и образ жизни СТОИЧЕСКИЙ КОСМОПОЛИТИЗМ КАК ОбРАЗ ЖИЗНИ П. <...> ЭЛИОПУЛОС Термин «космополитизм» происходит от греческих слов «космос» – Вселенная и «политэс» – гражданин. <...> Диоген Синопский, философ школы киников, который, вероятно, ввел в употребление это слово, отвечал, когда его об этом спрашивали: «Я гражданин мира» ( )1 ки в дальнейшем проработали эту тему, опираясь, прежде всего, на идеи «присвоенности» ( ) и «сочувствия», вытекающие из их физики. <...> Так, Эпиктет защищает космополитизм, исходя из предположения, что человек родствен богам, в то время как Марк Аврелий подчеркивает общность свойств ума людей и их природную способность к совместному проживанию2 . <...> В работе «О сотворении мира» Филона Александрийского космополит определяется как человек, направляющий свои действия сообразно воле природы, а именно, закону «космополиса» ( )3 . <...> Этот закон, согласно стоикам, есть истинный ра-зум природы, т.е. священный закон. <...> Человек является гражданином космоса лишь тогда, когда он находится в согласии со священным законом, который есть не что иное, как естественный закон, обнаруживаемый в человеке в форме сознания и правильного мышления. <...> В этом докладе я отстаиваю взгляд, согласно которому, хотя стоики и определяли космополита как человека, для кого космос – это дом (ο κος), как гражданина гигантского полиса, управляемого Богом, или Логосом, и потому гражданина в пассивном состоянии бытия, наслаждающегося потенциальными правами или благами, дарованными природой, но в то же время космополит – это существо энергичное, постоянно выражающее свое мнение и согласие, это личность на пути к мудрости, укрепляющая свои связи с другими существами, начиная с «присвоенности» и заканчивая человеколюбием. <...> Гиерокл, философстоик, иллюстрировал идею присвоенности через ее сходство с системой концентрических кругов, охватывающих человеческое существо4 . <...> Первый круг заключает в себе <...>