Истоки и метаморфозы генезиса НЕДОВЕРИЕ И ПРИТВОРСТВО КАК ИСТОЧНИКИ ПОДОЗРЕНИЯ: ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ Г.Л. <...> Она актуальна, вопервых, как посвященная в буквальном смысле «вечной» и неизбывной проблеме осмысления бытия человека как существа социального, и, вовторых, как посвященная остросовременным культурным практикам этого бытия. <...> Можно утверждать, что эта тема соответствует наиболее глубоким и перспективным интуициям современной теории и истории культуры. <...> Подозрение как фермент социализации Подозрение коренится в человеческой природе, будучи обусловлено страхом перед любой неопределенностью и опасностью. <...> Тем самым, оно активно участвует в социогенезе, выступая мотивационным импульсом стремления к безопасности – базовой ценности социогенеза. <...> Более того, оно теснейшим образом взаимосвязано с завистью и рессентиментом, подпитывая стремление к реализации справедливости – второй базовой ценности социогенеза1 . <...> Поэтому, можно утверждать, что подозрение активно участвует в запросе на социальное нормирование, на выработку правил, чтобы «было по честному», на социальный контроль, а, значит, и нельзя отрицать активную, побуждающую роль подозрения в общем процессе социализации. <...> В этом смысле его деструктивность конструктивна, поскольку подозрение дает импульс выработке у личности потребности в «круге доверия», в который могут входить определенные люди (прежде всего – родные, близкие), способы поведения, жизненной стилистики. <...> Эти представления о «своих», «наших» и т.п. могут наполняться родовыми, племенными, этническими, клановыми, конфессиональными, субкультуральными характеристиками, обеспечивающими «сплачивающее доверие», и образующими содержание идентичности личности, в основе которой, приходится признать, лежит минимальный порог недоверия и подозрения. <...> Оборотной стороной такой социализации становится повышенное недоверие и подозрение по отношению к «иным», «чужим», не <...>