ФН – 5/2013 Год Германии в России АРТУР ШОПЕНГАУЭР И ОТКРЫТИЕ ТЕЛА КАК ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМЫ А.А. <...> ЧИКИН На рубеже XVIII – XIX вв. западноевропейская философия подходит к открытию новой философской проблематики, которая в ХХ в. превратится в одну из центральных. <...> Опираясь на достижения медицины, на кантовскую метафизическую программу и даже на мудрость Древней Индии, Артур Шопенгауэр дал утвердительный ответ на вопрос о возможности основанного на телесности построения целостной философской системы, от метафизики и до эстетики. <...> В статье мы проследим, как постепенно складывались его представления о теле, как в проблематике телесности Шопенгауэру удалось синтезировать размышления десятков специалистов в области медицины, естественных наук и философии, и как в свете понятий «воля», «представление» и «идея», понятие «тело» попало в объектив современной философии. <...> Проблема «тела» неявно присутствовала в западноевропейской философии на протяжении многих столетий, с самых ранних этапов ее становления. <...> Объект – мертвый, поскольку живым началом гомеровского человека является душа или дыхание. <...> Значение тела как живого тела человека складывается у греков намного позднее, в классическую эпоху. <...> Связано это было с развитием греческой культуры и, в частности, с развитием игравшего важную роль в жизни древнего грека театра, где физическое восприятие человека, действовавшего как тело, некая индивидуальная целостность в жизни и смерти, могло привести к тому, что понятие «тело» перенеслось на человеческую личность, человеческую жизнь. <...> В отличие от греческого, в немецком языке различие между разными значениями «тела» заложено на лексическом уровне: Kцrper (от латинского corpus), тело как объект, противопоставляется Leib (от древневерхненемецкого l‹p – жизнь)1 , телу живого человека. <...> Эдмунд Гуссерль, стоящий у истоков феноменологии, выделяет восприятие тела как материального объекта, обладающего физическими свойствами <...>