Философские науки – 4/2013 Школа философствования НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ* Раздел V. <...> Будущее человечества и выбор пути России в глобализирующемся мире Б.В. МАРКОВ § 29. <...> Историософия России Вероятнее всего, старая испытанная формула «Православие, самодержавие и народность» сегодня уже не вызывает воодушевления, однако в современных проектах модернизации, несомненно, должно быть предусмотрено не только научнотехническое развитие, но и воспитание граждан, обладающих чувством ответственности за свою страну. <...> Исход сельского населения в города, девальвация традиционных норм и ценностей в современных мегаполисах поднимают острую проблему сохранения духовного единства общества. <...> Сами по себе социальные связи и экономическая интеграция в рамках разделения труда не решают главной проблемы – создания сильного устойчивого государства, поддерживаемого гражданским населением. <...> Для этого необходима национальная идея, в основе которой должно лежать уважение к прошлому, удовольствие от настоящего и предсказуемость будущего. <...> Настоящее нам кажется неподлинным, отчужденным существованием, а будущее – апокалипсическим. <...> В этих условиях весьма полезно обратиться к прежнему опыту конструирования национальной идентичности, попытаться понять его и посвоему использовать. <...> Пожалуй, первым воодушевляющим лозунгом, выводившим Россию на арену мировой истории, была крылатая фраза «Москва – третий Рим», что означало, что Россия является преемницей Византии, и ее метафизической целью является распространение православия по всей Земле. <...> Новая славянофильская ее форма, представленная Хомяковым, также опирается на веру в Россию как единственную спасительницу остальных народов и подстановку на место вселенского – православного, а на место православного – русского. <...> Достоевский еще более усилил эту идею своим утверждением, что Европа проповедует не Христа, а антихриста, что единственным народомбогоносцем остался <...>