ИДЕАЛЬНОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ © 2017 А.В. Разин Данная статья возникла в результате осмысления позиции аме риканского философа Дж. <...> Сёрла относительно феномена со знания и проблемы морального выбора. <...> Сёрл обращается к этой теме во многих работах, этой же теме была посвящена его лекция, прочитанная в 2011 году на философском факуль тете МГУ имени М.В. Ломоносова и впоследствии опублико ванная. <...> Но фактически Сёрл критикует здесь не материализм, а бихевиоризм, пытающийся объяснить сознание через действие и поведение. <...> На самом деле материализм в его продвинутом виде никогда не отрицал субъ ективность, человеческие эмоции, переживания. <...> Вы не можете произвести ЧЕЛОВЕК 2/2017 2 “Человек” № 2 Разин Александр Владимирович— доктор философских наук, профессор, за ведующий кафедрой этики МГУ. <...> Благодаря сознанию человек может запустить процессы, про исходящие в его теле, например, может произвольно поднять руку (пример Сёрла). <...> Но как это происходит и почему вторая ре альность приобретает субъективный смысл, остается не совсем ясно. <...> В том, что некоторый нейродинамический процесс при обретает субъективный смысл, Сёрл не видит ничего особен ного. <...> В.В. Васильев называет та кую позицию некогерентной: “Некогерентность позиции Сёр ла — неприятный сюрприз для сторонников простых решений, армию которых он возглавляет. <...> Фактически это означает, что Сёрл, несмотря на то, что полагает субъективный смысл непреодолимым, все таки движется к утверждению эпифеноменализма. <...> Это позиция, согласно которой нейродинамические процессы порождают фе номен сознания в субъективном смысле, но он не оказывает ни какого обратного влияния на сами эти процессы. <...> Но ясно, что если признавать за феноменами сознания ре альную регулятивную способность, реальное влияние на пове ЧЕЛОВЕК 2/2017 дение, надо признать и обратное влияние сознания на какието мозговые процессы. <...> Это не означает, что феномены сознания, в том числе <...>