В. Ю. Кнеллеp УДК 681.136.54.681.3 КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНИНГ ОПЕРАТОРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ДЕСЯТЬ “МИФОВ” . <...> В. М. Дозорцев Проанализированы пятнадцать распространенных утверждений относительно возможностей компьютерных тренажеров для обучения операторов технологических процессов. <...> Показана несостоятельность ряда требований к тренажерам и предложены реалистичные пути достижения желаемых целей обучения с применением традиционных инструментов компьютерного тренинга. <...> Снисби “Тренажеры для обучения операторов: мифы и опасения” [1], наделавшей много шума в сообществе тренажеростроителей. <...> В ней автор анализирует десять распространенных утверждений относительно возможностей компьютерных тренажеров (КТ), спорных с точки зрения их реализации или дополнительной ценности для тренинга операторов. <...> Пафос статьи — информировать пользователей (и, может быть, не вполне “продвинутых” разработчиков) об иллюзорности таких “преимуществ” и побудить их сосредоточиться на базовых составляющих КТ — высокоточной модели технологического процесса (ТП) и полнофункциональном воспроизведении операторской среды управления. <...> Снисби можно согласиться, уже сама постановка проблемы в его работе представляется весьма полезной для отечественной аудитории с учетом все ширящегося применения КТ на российских предприятиях. <...> Предполагается, что читатель знаком с принципами и архитектурой современных КТ. <...> АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ В техническом составе компьютерного тренажера присутствуют три основных функциональных компонента тренинга: модель технической системы (включая модель ТП и модель системы управления), информационная модель (операторский интерфейс) и модель обучения (интерфейс инструктора). <...> Датчики и Системы · ¹ 6.2009 73 Модели ТП и системы управления (СУ) реализуются на соответствующих моделирующих станциях, операторские интерфейсы — на рабочих станциях оператора, а инструкторский <...>