Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум

Святитель Филарет, митрополит Московский (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКорсунский Иван Николаевич
ИздательствоТип. Губернскаго правления
Страниц1085
ID60093
Корсунский, И.Н. Святитель Филарет, митрополит Московский : его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям, в связи с событиями и обстоятельствами того времени (1821-1867 гг.) / [соч.] проф. Ив. Корсунскаго; И.Н. Корсунский .— : Тип. Губернскаго правления, 1894 .— 1085 с. — URL: https://rucont.ru/efd/60093 (дата обращения: 12.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Святитель_Филарет,_митрополит_Московский.pdf
•м
Стр.1
HE КОПИРОВАТЬ і^г ^^TW^^T^ ^ СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТЪ МИТРОПОЛИТЪ МОСКОБСКІЙ. ••• -•;.• . ЕГО ЖИЗНЬ Й Д ЯТЕЛЬНОСТЬ НА московсной НА ЕДР^ по ЕГО пропов-даъ, в^ъ свяви CTD событіями и обстоятельствами того времени (1821—1867 гг.). / Жроф. QiS. SfojpcyHcfiazo. Х^РЬКОВЪ . Типографія Губерйскаго Правленія; Петровскій іігр., № 17. Р8 9 4.
Стр.2
4S.5 СБЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТЪ, МИТРОПОЛИТЪ МОСКОБСКІЙ. ЕГО ЖИЗНЬ И ДЪЯТЕЛЬНОСТЬ НА ІОСНОВСНОЙ НА ЕДР-Б ПО ЕГО ПРОПОВ-ВДШІ), B'b связи с^ событіями и обстоятельствами тсго времени (1821—1867 гг.). ofCpoch. QiS. SiopoyHcfiazo. ^ ХАРЬКОВЪ. Типографія Губернскаго Правленія, Петровскій гтер., Л* 1G. 1894.
Стр.3
Отд лыше оттискп изъ журпала «В ра п Ралумъ» яа 1893 годъ. •Госудзрстаенная ордена Л нчііа ВйБіЖОТШ GGDPI им, В, И. ЛЕЧИНАІ р/^Зд-^б 2007059216
Стр.4
Стр. Мистическое направленіе и отношёніе къ нему Филарета 114 Секты и расколъ старообрядства Московская епархія. Викаріи Путешествія Филарета по епархіи Освященіе храмовъ Духовенство Московской епархіи Общій вглядъ на д ятельность Филарета въ разсматриваемое царствованіе II . Царствованіе Императора Николая Павловича (1825-1855). 1. Личныя отношенія, низнь и д ятельность святителя §иларета за это царствованіе Возстановленіе чести и авторитета святителя Московскаго. Возвышеніе его по случаю открытія тайны престолонасл дія 164 164 Возстановленіе достоинства катихизисовъ митрополита • Филарета . . . , . Безвозвратное удаленіе Филарета изъ Петербурга на Московскую епархію въ 1842 году Душевное настроеніе святителя Филарета по сему случаю и выраженіе этого настроенія въ слов пропов ди. 177 Перем на въ отношеніяхъ къ Филарету при Оберъ-Прокурор Св. Синода граф Н. А. Протасов ... . 180 189 . 190 Поворотъ отношеній къ лучшему съ 1846 года . . . 208 Жизнь и д ятельность митрополита Филарета вообще . 211 Пропов дническая его д ятельность вчастности. Оц нка и изданія его пропов дей 2. Бн шняя поіитика Роосіи • . . . . 234 Отношенія Россіи къ Турціи и Персіи. Война съ Персіей 237 Война съ Турціей въ 1828 г Отношеніе Россіи къ возстанію Египта противъ Турціи . 252 Венгерская компанія. Крымская война 3. Бнутренняя политика Бунтъ декабристовъ 244 255 280 322 , . . . . 324 ,,... . 131 140 143 147 158 . 162 215
Стр.5
Святитель_Филарет,_митрополит_Московский_(1).pdf
535 австрійскаго илператора Фердинанда, въ Константинопол найденъ былъ одинъ изъ бывшихъ. всл дствіе капризнаго своеволія турецкаго правительства. не у д лъ архіереевъ греческихъ, именно бывшій Босносараевскіи митрополитъ Амвросій, который разными прелыценіями раскольниковъ, и увлеченъ былъ къ занятію старообрядческой архіерейской ка едры въ Б лой Криниц . 12 октября 1846 года онъ сюда и лрі халъ. a 6 января 1847 года поставилъ раскольникамъ и перваго епископа Кирилла въ нам стники себ . Такъ положено было начало пресловутой Б локриницкой раскольнической іерархіи, подробную и основательно обработанную исторію которой можно читать въ изв стномъ сочиненіп почтеннаго профессора Московской духовной академіи Н. И. Субботина ]). Австрійскіе и иные друзья раскольниковъ, вы ст съ искателями архіерея для посд днихъ, такъ искусно вели д ло, что, не смотря на долговременныя и разнообразныя усилія ихъ привести это д ло къ желанному концу, наши дішломатическіе представители—въ Б н и Констаптинопол , даже и не зам тили, какъ наконецъ наиденъ былъ этотъ архіерей: и иравительство русское вступилось въ это д ло тогда, когда поправить его въ пользу православной Церкви и Россіи уже было поздно. Т мъ не мен е р шительный Императоръ Николай, едва только узналъ о совершившемся событіи учрежденія раскольнической іерархіи, какъ тотчасъ же повел лъ своему посланнику въ В п обратиться за объясненіями по этому д лу къ австрійскоыу правительству и кастоятельно требовать отъ посл дняго, чтобы раскольническая архіерейская ка едра была закрыта. Въ другое время австріиское правительство. по обыкновенію, не обратило бы вниманія на это требованіе: но тогда, ві. тяжкіе годы Венгерскаго возстанія. Россія нужла была Австріи, и посл дняя посп шила удовлетворить требованія русскаго правительства. Амвросій былъ преданъ суду и сосланъ ') Издано въ Моски въ 1874 году. Срав, также изсл доваиііі того же почтеннаго автора, янсаннна частію въ сокращеннос повторепіе, изложеннаго въ семі. сочинеіііи, сд лавшемсн теперь библіографическою іі дкостью, частію же къ продолжеиіе его, въ издаваеломь имъ же Брптскомг: С.іов за 1885 (начинал гл. . : 13) и дальн. годы.
Стр.1
o3fi въ Штирію иа заточеніе. а самый Б локриницкій монастырь закрытъ. Одпако главное д ло уже сд лапо было расколъниками; да и самая архіерейская ка едра ихъ въ Б лой Кринид , по окончаніи Венгерской кампаніи, снова Зыла открыта услужлввымъ въ отношеніи къ расколу. но не благодарньшъ въ отиопіеніи къ Россіи правительствомъ австріискимъ. И нам стникъ Аывросія,. Кириллъ. утверждер.ный австрійскимъ правительствомъ въ достоинств митрополита. по указаніямъ вождей раскола, пачалъ ставить не только низшее духовенство, но и архіереевъ, ие только для жившихъ въ Австріи раскольниковъ. но и для раскольниковъ вс хъ ы стъ за иред лами Австріи, чтб іірямо Бротивор чило даже декрету императора Фердиианда отъ 6 сенября 1844 года. коимъ учреждалась, на изв стныхъ условіяхъ. раскольническая архі-ерейская ка сдра въ Б лой Криниц . Въ декабр 1848 года, вскор по вторичиомъ открытіи этой ка едры, Кириллъ постригъ въ монахи съ именеыъ Софронія, а въ первыхъ числахт. января 1849 года и поставилъ въ еиископы, съ наименованіеыъ Симбирскаго. н коего расколъника Степана Жирова, съ цредоставленіемъ ему лрава ставить иоповъ на всю Россію. 3 февраля 1853 года, ішъже (Кирилломъ) былъ поставленъ во еппскопа Владимірскаго Антоній (въ мір Андрей Иларіоновъ Шутовъ) 1 ). который немедленно посл своего поставленія во епископа отправился въ Россію и въ Москв основалъ свое главное м стопребываніе. Такъ накопецъ и Москва, благодаря потворству выспшхъ св тскихъ властсй ея, и укрывательству раскольниковъ, стала иы ть своего раскольничьяго архіерея. Естественно теперь спросить, какъ отиосился ко вс мъ этимъ явленіяыъ въ расісол истинный, православный Московскій первосвятитель Филаретъ. Какъ истинный и весьыа ыудрый архішастырь. онъ, конечно. хорошо понималъ, что если когда. то именно теперь, въ царствованіе Ннколая, настала пора д йствовать въ пользу Церкви противъ раскола не только !) Это Антоній І-іі, весыіа взв стннй своимъ умомъ u локкостью, леого ьослужившій процв танію раскола и не очень давно скопчавшійгя. Посл былъ поставденъ Кирилломъ же для Россій еще лжеепископъ съ т мт, же иленнмъ (Антоній 2-ц).
Стр.2
537 одниыи кроткими и мягкими м рами ув щанія и наставленія. но и бол е силыгами м рами права. закона и обличенія. не выступая, разум ется, и въ посл днихъ случаяхъ изъ пред - ловъ архипастырскаго благоразумія и даже подобающей тому же архипастырю кротости. Такймъ именно духомъ и дышатъ вс м ропріятія и д йствія святителя Филарета въ отношеніи къ расколу за все время этого царствованія, при томъ не только въ пред лахъ московской епархіп. но и далеко за пред лами посл дней; ибо Филаретъ, зорко сл дя за вс ми бол е ими мен е важными движеніями въ раскол , хотя изі вшемъ свои главныя гп здилища, по прежнему; на Рогожскомъ и Преображенскомъ кладбищахъ въ Москв . одноко простиравшемъ разв твленія свои едва не на всю Россію, и по званію и долгу члена Св. Синода и по чувству отеческаго расположепія ко многимъ православиымъ архипастырямъ, д йствовавшимъ вх разныхъ м стностяхъ Россіи, особенно же сильно зараженныхъ расколомъ, им лъ въ виду въ семъ отношеніи. если можно такъ выразиться, всю площадь, все протяженіе Россіи. Бнло бы слшпкомъ долго исчислять вс его м ропріятія и д йствія въ этомъ отношеніи. сохранившіяся для потомства въ нодавно изданномъ Собранш мн ній и отзывооа Филарета (Спб. и Москва. 1885-1888), въ изданныхъ въ разное время письмахъ его къ разнымъ лицамъ и въ другихъ письменныхъ памятникахъ его мудростн и д ятельности. Это само по себ могло бы составить обшпрноё и весьма любопытное изсл дованіе. Мы ограничимся лишь указаніеыъ на важн йшее и главнымъ образомъ, конечно, остановимся на пропов дяхъ святителя, по прежлему, въ хронологическомъ порядк . Въ 1834 году положено было святителемъ Филаретомъ начало его знаменитыхъ Бес да ка ілтолемомг/ cnuqwобрядцу о разнихъ спорпыхъ между православіемъ и расколоіп, предметахъ, которыя настолько же важны для исторіи и обличенія раскола. насколъко и для исторіи пропов днической д ятельности святителя. Какъ во»всемъ, такъ и въ этихъ Бес дпхи святитель въ полномъ св т обнаружилъ и свой геніальный, изобр тательный умъ, и свое глубокое знаніе исторіи раскола съ его лжеученіемъ, и свой весьма выдержанный
Стр.3
538 тактъ и величаишую ум ренность свою и другія высокія качества, благодаря чему и въ этоыъ, какъ въ другихъ отношеігіяхъ, явилъ въ себ по истин образв, да посл дуетг стопамг его. А ыежду т мъ. есди мы обратимъ вниманіе на исторію этихъ Бес дг, хо мы опять не ыожемъ не удивляться тоыу. что начало имъ положено по не значительному, по видимости, и совершенно частному случаю, при томъ, даже не въ Москв , главноыъ гн здилищ раскола и въ то же время епархіальномъ город самого Филарета, а въ Петербург . «Можетъ любопытно будетъ знать,—пишетъ изв стный уже Баыъ А. Н. Муравьевъ. въ то время еще только начавшій свое знакомство и свою переписку съ Филаретомъ,—что первая бес да къ глаголеыоыу старообрядцу написана была владыкою по случаю СОМБ НІЙ, которыя я изъявилъ еыу о такъ называемой челобнтиой Соловецкой: что можетъ быть она заключаетъ въ себ пстину. На другой день, когда я пришелъ къ владык , онъ мн сказалъ: я побоялся чтобы вы не сд лались раскольвикомъ и написалъ возраженіе> ?), При этомъ, разум ется первая «Бес да къ глаголемому старообрядцу о поклоняемомъ иыени Іисуса и о истиниой церковной древпостп», пом ченная 25-мъ марта 1834 года въ Петербург и напечатанная тогда же въ 1-й части Христіанскаго Чтенія за тотъ же 1834й годъ. Вскор посл этой бес ды, именно 29 апр ля, того же года въ С.-Петербург явилась и вторая бес да <о сгмвол в ры>, напечатаыная во 2-й части XpucmiaHCmio Чтенія за тотъ же годъ; а почти всл дъ за нею, именно 4 ыая, и третья — <о четвероконечномъ крест >, напечатанная въ той же части Христіанскаю Чтенія за 1834 годъ. За т мъ. по возвращеніи изъ Петербурга въ Москву, епархіальвыя. учебныя и другія д ла отвлекли Филарета отъ занятія бес - дами, и только уже въ начал сл дующаго 1835 года онъ написалъ еще <дополнительную бес ду о поклоняеыомъ имени Іисусъ>, потомъ <бес ду о стоглавомъ собор и о истинжшъ согласіи съ православ^ою Церковію>. пом ченныя первьши ') Лксьма Филар. кя А. Н. Мур. стр. 15 Сран. начало 1-й бее ды й итолемому старообрядпу.
Стр.4
539 числами февраля и напечатанныя во 2-й части Христіансшго Чтенія за 1835 годъ. Около того же времени святитель заготовилъ также бес ду <о благодати архіерейства и священстра> и <дополненіе къ дополнительной бес д о имени Іс.>, напечатанныя потоыъ уже въ 3-й части Христіанскаго Чтенія за тотъ же 1835 годъ. Въ согласіи съ т мъ » въ бол е подробпое изъясненіе причинъ и побужденій къ д лу составлепія бес ды. святитель Филаретъ, оставшись на зиму 1834— 1835.года въ Москв , писалъ отсюда въ Петербургъ къ митронолиту Серафиыу отъ 24 февраля 1835 года сл дующее письмо: «Высокопреосвященн йшій владыко, ыилостивый архипастырь и благод тель! Заы тивъ, что раскольники изданныхъ для вразумленія ихъ отъ Свят йшаго Стыода книгъ не читаютъ, а н которые изъ нихъ пишутъ сочиненія противъЦеркви, и тайно распространяютъ, заключилъ я изъ сего. что нужно вновь писать для вразуыленія раскольниковъ. и при томъ такъ, чтобы сочиненіе по изложенію предметовъ могло быть не затрудпительно для всякаго читателя, и чтобы оно привлекало вниманіе любителей старины. указаніями па уважасмую имн самими старину, либо забытыми. либо не заы - ченными. Посему, весною прошедшаго года, написаны мною три бес ды къ старообрядцу, которыя, по благословенію, вашего высокопреосвященства, напечатаны были въ Христктскомп Чтенігі, и въ немногихъ экзеыплярахъ особо. Другія занятія надолго отвлекли мепя отъ сего д ла. Между т мъваше высокопреосвященство. дали мн способъ открыть въ библіотек Новгородскаго Софійскаго собора свид тельства противъ раскольниковъ, довольно важныя и до сихъ поръ ясио не указанныя г }. Напечатанныя же бес ды къ старообрядцу, прим тно, возбудили вниманіс н которыхъ раскольникові.; н которые ііреосвященные архіереи изъявили мн желаніе, чтобы сіи бес ды были продолжаемы, и напечатаны были особою книжкою славенскими буквами; в которые ') Разум ются спид тельства о имеии: lucycs, которыя приведены Филаретомъ въ его «Дополнительпой бес д къ глаголемому старообрядцу о поклоняемомі. имени Іисуаі'. См. стран. 69 и дал. изд. 1835 г. и 70 (и дал.) стран. изданія 1850 года.
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически