Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 640747)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

К вопросу о реформе средней школы (190,00 руб.)

0   0
Первый авторЗалеский Владислав Францевич
Издательствотипо-лит. Имп. ун-та
Страниц92
ID60082
Залеский, В.Ф. К вопросу о реформе средней школы / В.Ф. Залеский, действ. студент естеств. наук, д-р полит. экономии, э.-орд. проф. энцикл. и истории философии права в Казан. ун-те; В.Ф. Залеский .— : типо-лит. Имп. ун-та, 1900 .— 92 с. — URL: https://rucont.ru/efd/60082 (дата обращения: 26.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В. Ф. ЗАхЛЪСКІЙ, Д йствительный студентъ Естествешшхъ наукъ, Докторъ Политической Эко номии, экстраординарный профессоръ Энциклопедін и Исторіи Философіи Права въ И м п е р а т о р с к о м ъ Казанскомъ Университег . <...> Д с 2007112016 '%•-•- Переживаемое нами время является въ жизни русскаго народа моментомъ первостепенной исторической важности— на очереди стоитъ вопросъ о реформ средняго об.разованія. <...> Неудовлетворительность нашей средней школы усп ла обна ружиться въ теченіи посл днихъ двадцати л тъ съ полной ясностью и несомн нностью. <...> И правительство, и общество одновременно прониклись сознаніемь настоятельной необходи мости положить конецъ существующему порядку въ д л средняго образованія. <...> Печать съ р дкимъ единодушіеиъ оеуждаетъ двойственность типа среднихъ учебныхъ заведеній (классическія гимназіи и реальныя училища) и въ особенности нападаетъ на „классицизмъ"; земскія и дворянскія собранія ходатайствуютъ объ отм н преподаванія древнихъ языковъ; ученые съ зды высказываются за введеніе преподаванія естественяыхъ наукъ и т. д. <...> Двадцать л тъ тому назадъ Щедринъ жаловался, что современный „легков сный" герой „свободенъ отъ мысли", „изгналъ мысль изъ домашняго употребленія, свергнулъ съ себя ея тягостное иго "... <...> Но и теперь, какъ двадцать л тъ назадъ, мы стоимъ передъ т мъ же печальнымъ фактомъ—^н тъ мысли,,. <...> Любопытное и глубоко печальное явленіе—у насъ и тъ заы чательныхъ людей изъ числа лицъ, получпвшихъ среднее обризоваиіе въ 70-хъ и 80-хъ годахъ. <...> Однако оказывается, что не только вс видные государ ственные люди, недавно умершіе (Лобановъ-Ростовскій, Бунге), и современные <...>
К_вопросу_о_реформе_средней_школы.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
К_вопросу_о_реформе_средней_школы.pdf
і r-! В. Ф. ЗАхЛЪСКІЙ, Д йствительный студентъ Естествешшхъ наукъ, Докторъ Политической Экономии, экстраординарный профессоръ Энциклопедін и Исторіи Философіи Права въ Императорском ъ Казанскомъ Университег . КЪ ВОПРОСУ о Mill. КАЗАНЬ. Типо-литографія Императорскаго Университета. 19 0 0.
Стр.1
ска г о Казанскаго университета. Печатано по одред ленію Юридическаго факультета ИмператорДеканъ JT. Дормидонтовг. Д с '%•-•2007112016
Стр.2
Переживаемое нами время является въ жизни русскаго народа моментомъ первостепенной исторической важности— на очереди стоитъ вопросъ о реформ средняго об.разованія. Неудовлетворительность нашей средней школы усп ла обнаружиться въ теченіи посл днихъ двадцати л тъ съ полной ясностью и несомн нностью. И правительство, и общество одновременно прониклись сознаніемь настоятельной необходимости положить конецъ существующему порядку въ д л средняго образованія. Печать съ р дкимъ единодушіеиъ оеуждаетъ двойственность типа среднихъ учебныхъ заведеній (классическія гимназіи и реальныя училища) и въ особенности нападаетъ на „классицизмъ"; земскія и дворянскія собранія ходатайствуютъ объ отм н преподаванія древнихъ языковъ; ученые съ зды высказываются за введеніе преподаванія естественяыхъ наукъ и т. д. И не даромъ. Конецъ семидесятыхъ годовъ, восьмидесятые и девятидесятые годы истекающаго стол тія ознаменованы зам тнымъ упадкомъ умственной жизни въ русскомъ обществ . Посл возбужденія эпохи великихъ реформъ—наступило состояніе умственной л ни, средеій русскій челов къ отяжел лъ, отуп лъ, пересталъ думать. Двадцать л тъ тому назадъ Щедринъ жаловался, что современный „легков сный" герой „свободенъ отъ мысли", „изгналъ мысль изъ домашняго употребленія, свергнулъ съ себя ея тягостное иго "...Но и теперь, какъ двадцать л тъ назадъ, мы стоимъ передъ т мъ же печальнымъ фактомъ—^н тъ мысли,,. И это пониженіе интеллектуальнаго уровня не ограничилось кругомъ среднихъ интеллигентныхъ обывателей; оно 1*
Стр.3
_ 4 — наблюдается и въ области выспшхъ культурныхъ сферъ русской жизни. Любопытное и глубоко печальное явленіе—у насъ и тъ заы чательныхъ людей изъ числа лицъ, получпвшихъ среднее обризоваиіе въ 70-хъ и 80-хъ годахъ. И если для государственныхъ д ятелей возрастъ моложе 45—50 л тъ можно считать раишшъ, то для писательской, ученой я педагогической д ятельности годы отъ 30 до 50 являются безусловно цв тущимн. Однако оказывается, что не только вс видные государственные люди, недавно умершіе (Лобановъ-Ростовскій, Бунге), и современные, но и вс великіе писатели, какъ живые (Толстой), такъ и недавно умершіе (Тургеневъ, Достоевскій, Щедринъ, Островскій), знаменитые ученые (Мендед евъ, Мечниковъ, Соловьевъ и др.) и художники (Р пинъ, Баснецовъ, Антокольскій и проч.)—не принадлежать къ покол - ніямъ, прошедшимъ среднюю школу въ 70-хъ и 80-хъ годахъ. Особенно рельефно сказывается описываемое явленіе въ области изящной литературы. Въ произведеніяхъ изящной литературы мы знакомимся не только съ душевнымъ міромъ самихъ писателей, но и съ психикой выводимыхъ ими персонаж>;й, какъ представителей того общества, въ сред котораго авторы жили. Чтобы уб диться въ факт общаго пониженія интеллектуал ьнаго уровня средняго русскаго «зелов ка за посл днія 20 л тъ—достаточно обратиться къ разсмотр нію произведеній еашихъ выдающихся молодыхъ писателей Для этой ц ли возьмемъ Надсона (родился въ 1862 году, пол чилъ среднее образованіе въ кадетскомъ корпус ); Чехова (родился въ 1860 году, среднее обраяовавіе получилъ въ классической гимназіи); къ нимъ присоедипимъ Еороленка (родился въ1853 голу, воспитанник* реальнаго училища) и ІТотапенка (родился въ 1856 году, учился въ духовной семинаріи), которые хотя и закончили среднее образованіе до реформы 1871 года, но выступили на литературное поприще въ 80-хъ годахъ, когда вліяніе названной реформы уже сказалось, и продолжаютъ писать до сихъ поръ, т. е. живутъ и дышатъ въ современной атмосфер умственнаго упадка. Да кром этихъ четверыхъ и взять некого. Вс , или почти вс , остальные молодые писатели—обладаютъ такими маленькими крупицами таланта и страдаютъ такой узостью взгляда, что
Стр.4
— 5 — становится страшно за русскую литературу ^,.. Они ум ютъ изображать лишь грубыя топорныя фигуры съ наклеешшми на лбу ярлыками: ужь если декадентка, то она ве перестаБая декламируетъ „о закрой свои бл дныя ноги...."; если марксистъ, то онъ ни о чемъ, кром „надстроекъ", говорить не ум етъ и т. д. Но разсматривая произведенія даже названныхъ четырехъ лучшихъ молодыхъ писателей, мы не можемъ не обратить вниманіе, что какая-то непонятная вялость, странное безсиліе мысли, при наличности несомн ннаго литературнаго таланта, являются ихъ отличительной чертой. У поэта мы не найдемъ ничего, Ером неоиред лениыхъ идеаловъ в неясныхъ стремленій; у беллетристовъ не встр тимъ ни одной крупной фигуры, ни одной личности, достойной названія мыслящаго челов ка. Въ высшей степени характерной въ разбираемомъ отношеніи является поэзія Н а д с о н а. Хотя Надсонъ и не былъ питомцемъ ни классической гимназіи, ни реальнаго училища, но онъ былъ челов къ интеллигентный—и пониженіе ивтеллектуальнаго уровня, наступившее съ начала 80 хъ годовъ, отразилось и на немъ: онъ былъ сынъ своего времени—и страдалъ т мъ же безсиліемъ мысли, какъ и окружающая среда. Стихомъ онъ влад лъ мастерски; описанія, выраженія чувствъ—у него чудно хороши. Стоитъ лишь припомнить Въ глуши („Горячо наше солнце безоблачнымъ днемъ"...), „Умерла моя муза", Старую бес дку („Вся въ кустахъ утонула бес дка"..), „Мн снилось вечернее небо...", „Сегодня всю ночь голубыя зарницы % стоитъ лишь припомнить эти и многія другія его стихотворенія, какъ сразу чувствуется неизб жность стараго сравненія— иногла кажущагося банальнымъ и утрированнымъ—сравненія стиховъ съ музыкой. Но кругозоръ музы Надсона весьма неширокъ; правда— помыслы его чисты, сердце благородно; онъ Въ душ своей не заглушилъ ^ Есть одно блестящее исклгоченіе, г. Мережковскій, о немън скольЕо словъ будетъ сказано ниже. Йсключеніемъ, хотя несравненно мен е блестящими, является,и г. Станюковичъ.
Стр.5