Ростоцкая На грани постижимого: экзистенциальные сюжеты в иберийском кино Кино — самое действенное поэтическое средство, самое реальное средство для выражения ирреального. <...> Жан Эпштейн, режиссер, теоретик кино творчестве нескольких испанских и португальских кинорежиссеров. <...> У каждого из них — оригинальная концепция осмысления бытия и своеобразные методы ее художественного воплощения. <...> Ключевые слова: философия экзистенциализма, португальское и испанское Статья посвящена особенностям проявления философии экзистенциализма в кино, творческая интерпретация. <...> Творческие поиски многих кинематографистов конца ХХ — начала ХХI вв. оказались близки философии экзистенциализма, связанной с размышлениями о природе человеческого существования, о глубоком диссонансе между внутренним миром человека и реальностью, об отчуждении, неизбывной тревоге и одиночестве. <...> Согласно одному из известных постулатов этой философии суть нашего бытия или «экзистенции» состоит в его незамкнутости, открытости трансценденции, т.е. в выходе за свои пределы. <...> Известно, какое блестящее и многообразное воплощение получила экзистенциальная философия в творчестве Сартра, Камю, Кафки и других талантливых писателей. <...> При этом тот кинематограф, который пытается выйти за пределы мира рационального, «вещного», устремляясь к непостижимому, к тайне, называют по-разному — экзистенциальным, трансцендентным, поэтическим. <...> У каждого из крупных мастеров кино, безусловно, своя философская концепция осмысления бытия и свои способы ее художественного воплощения. <...> «Фильм, если это не документ, — сон, греза, — писал знаменитый шведский режиссер в своей книге «Латерна магика». <...> К тем великим мастерам, которых так притягивала и одновременно ранила непознаваемость бытия, безусловно, принадлежит Микеланджело Антониони. <...> Ален Роб-Грийе, сам по себе очень значимая для искусства XX в. фигура*, назвав Антониони самым современным из режиссеров <...>