136 проектирование Использование ПАК в учебном процессе подготовки специалистов Как показывает опыт кафедры систем телекоммуникаций БГУИР, весьма перспективно использование ПАК моделирования сигналов и систем в учебном процессе подготовки специалистов. <...> При этом важно отметить, что принципиально возможны следующие основные варианты построения лабораторных работ на основе ПАК [3–5]: 1. <...> Использование системы математического моделирования, системы генерирования сигналов и реакций, библиотеки виртуальных систем, системы измерения (осциллографа, анализатора спектра и частотомера) и ПЭВМ (рис. <...> В этом варианте: – реализуется виртуальная панель исследуемой лабораторной установки; – студент работает с виртуальным лабораторным макетом; – программа обеспечивает необходимые переключения в контрольных точках и формирование соответствующих сигналов в реальном масштабе времени; – параметры сигналов в контрольных точках измеряются с помощью системы измерения. <...> Использование ПЭВМ и системы генерирования сигналов и реакций и стандартных пакетов математического, структурно- и схемотехнического моделирования. <...> В этом варианте: – применяется стандартный пакет программ, например MathCAD; – по результатам математического моделирования формируется файл отсчетных значений исследуемого сигнала; – синтезируется исследуемый сигнал в реальном масштабе времени (с помощью системы генерирования сигналов и реакций); – параметры сигналов в контрольных точках измеряются с помощью системы измерения. <...> На кафедре СТК накоплен значительный опыт создания и применения в учебном процессе комплексов лабораторных работ (по дисциплине «Моделирование систем телекоммуникаций»), построенных на базе ПАК по упомянутым двум вариантам (первые два года использовался комплекс, реализованный по второму варианту, последующие пять лет — по первому варианту). <...> Сегодня продолжаются интенсивные исследования по дальнейшему <...>