Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Инженер-нефтяник  / №2 2016

Компенсация релаксационных колебаний двигателя привода бурильной коллонны (200,00 руб.)

0   0
Первый авторПерминов
АвторыПерминов В.Б., Ягубов З.Х., Ягубов Э.З., Заикин П.В.
Страниц5
ID598871
АннотацияПри критических осевых нагрузках бурильной колонны в режиме бурения происходит потеря продольной устойчивости. Это приводит к появлению изгибных полуволн, их прижатию к стенкам скважины, существенному увеличению момента сопротивления вращению, временному останову участка бурильной колонны в месте касания, накоплению потенциальной энергии растянутой части колонны, срыву в движение заторможенного участка с ускорением и, как следствие, возникновению релаксационных колебаний. При этом происходит увеличение затрат мощности от двигателя привода практически до порогового значения, что вызывает гармонические изменения мощности двигателя привода Нарушение устойчивой работы двигателя привода может привести к аварийной ситуации всей системы управления «бурильная колонна – привод». Авторы предлагают рациональное решение поставленной задачи компенсации релаксационных колебаний бурильной колонны путём использования способа противофазного управления мощностью двигателя привода. Показаны экспериментальные результаты при испытании противофазного способа компенсации релаксационных колебаний.
УДК622.24
Компенсация релаксационных колебаний двигателя привода бурильной коллонны / Б.А. Перминов [и др.] // Инженер-нефтяник .— 2016 .— №2 .— С. 27-31 .— URL: https://rucont.ru/efd/598871 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 622.24 Компенсация релаксационных колебаний двигателя привода бурильной коллонны 1 З.Х. Ягубов – доктор техн. наук, профессор, зав. кафедрой; 1 Э.З. Ягубов – доктор техн. наук, профессор, проректор; 1 (1 Ухтинский государственный технический университет; 2 ООО «Газпром трансгаз Ухта») В режиме бурения момент сопротивления вращению бурильной колонны может достигать критических величин. <...> Это происходит при увеличении осевой нагрузки до значений, при которых бурильная колонна теряет устойчивость формы. <...> Перминов – канд. техн. наук, доцент; полуволны колонны к стенке скважины достигает максимальных значений, момент сопротивления вращению резко возрастает, что приводит к останову вращения колонны в месте контакта трубы со стенкой скважины. <...> С повышением скорости вращения момент трения уменьшается, скорость вращения возрастает и может опережать угловую частоту верха колонны бурильных труб. <...> 1 приведена осциллограмма мощности двигателя привода, снятая с помощью вариационного измерителя [8] на экспериментальной скважине фирмы «Элтех» (г. Усинск, Республики Коми). <...> На осциллограмме прослеживается гармоническое изменение мощности Рис. <...> Осциллограмма мощности при осевой нагрузке 16 т. двигателя привода с частотой вынужденных колебаний соответствующей релаксационным колебаниям бурильной колонны при осевой нагрузке 160 кН. <...> Развитие вынужденных колебаний мощности привода может привести к целому ряду нежелательных последствий: Научно-технический журнал Инженер-нефтяник #2’2016 27 КОМПЕНСАцИя РЕлАКСАцИОННых КОлЕбАНИй ДВИГАтЕля ПРИВОДА. • режиму перегрузок двигателя; • преждевременному износу механической части привода; • возникновению аварийной ситуации; • резкому снижению к.п.д. буровой установки. <...> Действительно, при отборе мощности на релаксационные колебания 57%, на крутильные и продольные автоколебания 30%, на преодоление диссипативных сил 10–12%, на дробление породы мощности двигателя уже не хватает <...>