УДК 622.24 Компенсация релаксационных колебаний двигателя привода бурильной коллонны 1 З.Х. Ягубов – доктор техн. наук, профессор, зав. кафедрой; 1 Э.З. Ягубов – доктор техн. наук, профессор, проректор; 1 (1 Ухтинский государственный технический университет; 2 ООО «Газпром трансгаз Ухта») В режиме бурения момент сопротивления вращению бурильной колонны может достигать критических величин. <...> Это происходит при увеличении осевой нагрузки до значений, при которых бурильная колонна теряет устойчивость формы. <...> Перминов – канд. техн. наук, доцент; полуволны колонны к стенке скважины достигает максимальных значений, момент сопротивления вращению резко возрастает, что приводит к останову вращения колонны в месте контакта трубы со стенкой скважины. <...> С повышением скорости вращения момент трения уменьшается, скорость вращения возрастает и может опережать угловую частоту верха колонны бурильных труб. <...> 1 приведена осциллограмма мощности двигателя привода, снятая с помощью вариационного измерителя [8] на экспериментальной скважине фирмы «Элтех» (г. Усинск, Республики Коми). <...> На осциллограмме прослеживается гармоническое изменение мощности Рис. <...> Осциллограмма мощности при осевой нагрузке 16 т. двигателя привода с частотой вынужденных колебаний соответствующей релаксационным колебаниям бурильной колонны при осевой нагрузке 160 кН. <...> Развитие вынужденных колебаний мощности привода может привести к целому ряду нежелательных последствий: Научно-технический журнал Инженер-нефтяник #2’2016 27 КОМПЕНСАцИя РЕлАКСАцИОННых КОлЕбАНИй ДВИГАтЕля ПРИВОДА. • режиму перегрузок двигателя; • преждевременному износу механической части привода; • возникновению аварийной ситуации; • резкому снижению к.п.д. буровой установки. <...> Действительно, при отборе мощности на релаксационные колебания 57%, на крутильные и продольные автоколебания 30%, на преодоление диссипативных сил 10–12%, на дробление породы мощности двигателя уже не хватает <...>