ЯСИНСКИЙ, Иероним Иеронимович, псевдонимы -- Максим Белинский, Независимый, М.
Чуносов [18(30).IV.1850, Харьков -- 31.XII.1931, Ленинград] -- прозаик, поэт, критик, публицист. Родился
в семье обрусевшего польского дворянина. В детстве находился под сильным влиянием матери, Ольги
Максимовны, дочери полковника М. С. Белинского, героя Бородинской битвы, имя которого стало одним
из постоянных литературных псевдонимов Я. С одиннадцати лет Я. начал писать стихи, которые с
восторгом принимались участниками литературно-музыкальных вечеров, устраиваемых в доме Ясинских.
В автобиографических романах "Жар-птица" (1904), "Крепостники" (1916) и в книге воспоминаний
"Роман моей жизни" (1926) детские годы оценивались Я. противоречиво: с одной стороны, быт поместной
усадьбы идеализировался и крепостные наставники принимали явно стилизованный облик (няня Агафья в
"Жар-птице"), а с другой -- семейным раздорам давались социальные и политические объяснения.
Домашнее образование было продолжено в Черниговской гимназии, а затем -- на естественном
факультете Киевского университета (1868--1871). Заключив в апреле 1871 г. брак с В. П. Ивановой,
увлеченной идеями женской эмансипации, Я. вынужден был бросить университетский курс. Но
"калейдоскоп научных фактов, теорий, профессорских анекдотов, опытов" (Роман моей жизни.-- С. 69)
позднее стал для него одним из источников художественного творчества. Возникшие в 1871 г.
материальные затруднения ему не удалось преодолеть ни в результате переезда в Петербург (1872), ни
земской службой в Чернигове (1873--1878), ни многолетним сотрудничеством в журналах "Будильник",
"Развлечение", "Пчела", газете "Киевский телеграф".
Первый очерк Я. "Разрушение сословных перегородок" был опубликован в сентябре 1870 г. в
еженедельнике "Киевский вестник", там же и в газете "Киевский телеграф" до 1878 г. появились его
фельетоны о нравах мещанского сословия, стихи, короткие научные заметки. Многие наблюдения тех лет
нашли отражение в сборнике Я. "Киевские рассказы" (1885). Однако творческие позиции и политические
симпатии Я. определились лишь к началу 80 гг. С 1878 по 1880 г. он вел научные обзоры в журнале
"Слово", разделяя в целом радикально-народнические идеалы редакции. Его талантливые популярные
заметки об учении Ч. Дарвина составили цикл "Теория развития в ее борьбе за существование" (1878-1880).
Рассказ "Начистоту" (1880) о нигилисте Сергееве, преданном "делу" некоей партии, послужил
поводом для цензурной приостановки журнала. В 1881 -- 1885 гг. психологические этюды и повести Я.
часто публиковались в журналах "Отечественные записки", "Новое обозрение", "Вестник Европы".
"Устои". В них читателей привлекали динамизм сюжета, элементы социальной критики, живая
наблюдательность автора. Исповедь молодого человека в новелле "Ночь" (1880), "томящегося
никчемностью" (Автобиография.-- С. 200), близкого по мироощущению герою одноименного
произведения В. М. Гаршина, и рассказ "Наташка" (1881), с протокольной точностью воспроизводящий
трагедию нищей девочки, вынужденной торговать собой, закрепили за Я. репутацию писателя
демократической ориентации. М. Е. Салтыков-Щедрин отнес Я. к новому литературному поколению,
"похвальным листом" (Роман моей жизни.-- С. 167) отметил повесть "Спящая красавица" (1883). Но
радикальные убеждения Я., как показал его последующий путь, не были ни глубокими, ни
последовательными.
Уже в первых сборниках Я. "Шесть рассказов" (1881), "Повести и рассказы" (1882), в романах и
повестях "Бунт Ивана Ивановича" (1882), "Всходы" (1882), "Искра Божия" (1882), принесших ему
широкую известность, проявились "склонность к фотографированию взамен творчества" (Михайловский
Н. К. Полн. собр. соч.-- Т. VI.-- С. 531) и повышенный интерес к эффектным состояниям грезы, болезни,
страсти, сочетающийся со стремлением любые темы сделать легким чтением, подчинить их проблемам
частной жизни, свести к столкновению совести и бунтующего "естества" ("Бунт Ивана Ивановича"), долга
и страсти (рассказы "Наташка", "Спящая красавица" и др.). В то же время Я. касался самых разных
вопросов: о положении крестьян ("Искра Божия"), о нищенстве чиновников ("Киевские рассказы"), о
росте проституции ("Повести и рассказы"), о духовном растлении интеллигенции ("Всходы", "Бунт Ивана
Ивановича"), Но все эти темы он использовал для поддержания собственной популярности, часто менял
свои взгляды и эстетические ориентиры. Отдавая должное "бойкому" перу Я., Чехов писал о нем: "...Это
или добросовестный мусорщик, или же умный пройдоха" (Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма.-М.,
1975.-- Т. II.-- С. 230). В 1896 г. Я. был С теми, кто приветствовал провал премьеры чеховской
"Чайки" (Там же.-- Т. VI.-- С. 251). Среди произведений Я. Чехов выделял рассказ "Пожар" (1888), в
котором, несомненно, удачен подбор, казалось бы, незначительных реплик и деталей, точны многие
психологические характеристики. Приветствуя попытку Я. отыскать причины отчуждения людей друг от
друга в обыденной жизни, превращающей смерть героя и пожар принадлежащего ему сена в события
равновеликие, он назвал "Пожар" "превосходной вещицей" (Там же.-- Т. II.-- С. 189).
Во второй половине 80 гг. Я. пытался обосновать неопределенность своей литературнообщественной
позиции концепцией "чистого искусства", понятой весьма упрощенно. Поэтический ее
вариант ("Стихотворения", 1888) был, по словам Н. К. Михайловского, "нагромождением слов и
фраз" (Полн. собр. соч.-- Т. VI.-- С. 606). В одном из критических очерков, ставшем его эстетическим
Стр.1