Въ сороковыхъ годахъ наетоящаго стол тія въ Адріаітовомъ монастыр Пошохояскаго у зда Ярославской епархіи, въ семи верстахъ отъ города Пошехонья, под
визался знаменитый по святости жизни инокъ-іеромонахъ Адріанъ. <...> Усиленная молитва, всегдашнее воздержаніе въ пищ и питіи, кроткое и прив тливое обратеніе съ пос тителями обители, глубокая мудрость предлагаемыхъ сов товъ привлекали къ отцу Адріану множество пос тителей вс хъ возрастовъ и сословій. <...> Къ нему являлись м^жи и жены, старцы и юноши, стоявшіе на распутіи Mipa, не знавшіе, на что р шиться, чему себя посвятить,— и старецъ, бес дуя съ ними, раскрывалъ мысленному взору ихъ путь Божій,' нер дко тернистый, страшный для плоти, но путь истинно-богоугодный и легко усвоявшійся т ми, кто душей и сердцемъ сл довалъ ему, Многіе желали быть подъ его руководствомъ и жить при иемъ неразлучно, или же просить у него послушанія, въ \ чемъ Господь и умудрялъ его; для вс хъ находилъ онъ послушаніе: кому назначалъ старецъ песочку поносить, кому дорожки под лать, кому списывать молитвы угод
нику Вожію Адріаиу чудотворцу. <...> Съ болынинствомъ пос тителея старецъ Адріапъ бес довалъ не ліш-ю, а чрезъ письма, или-за
писки, съ на^ючнымп поеьшемыя, и всегда д лалъ краткіе отв ты па каждое желапіе, сомн ніе, или мысль, или иемоіць душевную, въ шісьы изложенвыя; опъ и хвалитъ, и порицаетъ, и благословляетъ, и нелицепріятно паказуетъ обращающихся къ нему съ такими письма:»]? <...> . Должно по справедливости сказать, что такіе <...>
Рыбинский_Софийский_женский_монастырь.pdf
21
)•.' !«-'J С. 1 f • "I г
-/.: Уі --J
РЫБИНСКІИ
inи
>1
<.
•'
ti
in h
-I—^—ss^Sfer*—
! f,
'4»
• . "X
^зе я /ipCSH
^;r
У•••»«,
V.O
v/
Г,
Я P О С Л. А В Ж Ь.
Т и и о г р а ф і ;і Г. Ф а л ь к ъ.
1886.
Стр.1
Печатать дозволяется. Ярославль. Августа 20 дня 1886 года.
Цеизоръ прот. Н. Барскій.
Стр.2
Глава I
Первоначальное образовані общины и ея
переееленія.
Въ сороковыхъ годахъ наетоящаго стол тія въ Адріаітовомъ
монастыр Пошохояскаго у зда Ярославской
епархіи, въ семи верстахъ отъ города Пошехонья, подвизался
знаменитый по святости жизни инокъ-іеромонахъ
Адріанъ. Усиленная молитва, всегдашнее воздержаніе въ
пищ и питіи, кроткое и прив тливое обратеніе съ пос
тителями обители, глубокая мудрость предлагаемыхъ
сов товъ привлекали къ отцу Адріану множество пос -
тителей вс хъ возрастовъ и сословій. Къ нему обращались
болящіе и скорбные духомъ и уходили съ упованіемъ
и надеждою; къ нему шли боримые искушеніями,—
и духъ ихъ оживалъ подъ благодатнымъ вліяніемъ бес -
ды съ благочестивымъ старцемъ. Къ нему являлись м^жи
и жены, старцы и юноши, стоявшіе на распутіи Mipa,
не знавшіе, на что р шиться, чему себя посвятить,—
и старецъ, бес дуя съ ними, раскрывалъ мысленному
взору ихъ путь Божій,' нер дко тернистый, страшный
для плоти, но путь истинно-богоугодный и легко усвоявшійся
т ми, кто душей и сердцемъ сл довалъ ему,
Многіе желали быть подъ его руководствомъ и жить при
иемъ неразлучно, или же просить у него послушанія, въ
\ чемъ Господь и умудрялъ его; для вс хъ находилъ онъ
послушаніе: кому назначалъ старецъ песочку поносить,
кому дорожки под лать, кому списывать молитвы угоднику
Вожію Адріаиу чудотворцу. Инымъ назначалъ списывать
краткое, другимъ—полное житіе этого угодника;
и вс съ покорностью исполняли труды, назначаемые
старцемъ, да и посл отзывались, что испытывали особенное
чувство къ Богу и спокойствіе душевное при та
Стр.3
- 4 -
кихъ заиятіяхъ. Съ болынинствомъ пос тителея старецъ
Адріапъ бес довалъ не ліш-ю, а чрезъ письма, или-записки,
съ на^ючнымп поеьшемыя, и всегда д лалъ краткіе
отв ты па каждое желапіе, сомн ніе, или мысль, или
иемоіць душевную, въ шісьы изложенвыя; опъ и хвалитъ,
и порицаетъ, и благословляетъ, и нелицепріятно
паказуетъ обращающихся къ нему съ такими письма:»]?.
Должно по справедливости сказать, что такіе отв ты его
были очень разумны и прозорливы; при очевидной строгости
^назначавшихся иногда паказаній поклонами до 100,
300, 500, до 1000, и даже до 3000 поклоновъ, они невольно
располагали къ подчштепио вол старца ^ и смиряли
жестокіе нравы гр шииковъСлучалось,
приходили на сов тъ и д вы, стремившаяся
къ жизни Богоугодной; не отказывалъ отецъ Адріаиъ
п симъ, пщуідимъ спасепія, въ сов т и духовномъ
руководств . Такихъ діввдъ и вдовъ было много,
и число ихъ постоянно увеличивалось. Между ними чате
другихъ являлась къ нему н кая благочестивая д -
вида Матрона Ивановна Гулииа и сама, наставляемая
мудрымъ старцемъ, въ свою чреду руководила другихъ
своихъ сворстнпцъ. По указапію подвижника, он наняли
себ общую квартиру, завели обідій столъ, общій
трудъ, общее хозяйство. Каждый день начинался у нихъ
молитвою; такова была воля отца Адріана. Нужно ли
было начинать какую либо работу, Гулииа ходила за
благословеніемъ къ старцу, и начатое д ло в мчалось добрыаъ
уеп хомъ. Нужно ли было произвести какія либо
улучшенія въ квартир , или хозяйств , община р шалась
на это не иначе, какъ по уішаііію старца. Иногда,
па первыхъ порахъ, возникали между сестрами иедоум -
г
) Отв ты старца переписыьать и разсылать помогала одна благочестивая
д вдща изъ дворянскаго сослошя Анна Николаевна" Леонтьева-
Какъ велика была эта переписка; можно судить по двумъ
кішгамъ,/отнечатаішьшъ на средстьа Софійскаго монастыря въ 1861
году іш> благогов нія къ памяти старца. Но отпечатанное составляем
не бол е какъ 30-ю часть всей переписки о. Адріана. Когда
качали т снвть старца я вынудили его къ нереві щенію въ
JPpy1 0
обитель; то было сожжено, говоритъ очевидица, віюсл дствіи
монахшш и игуменія Нверской женской обители Міітрофашя, сожжено
ц лихъ пять осзднныхъ м пгковъ такой переписки на нашихъ
тдааахъ.
.
. г.:•••;.
...
Стр.4
~ 5 ~
нія и пререканія и немедленно отдавались на р гаеніе
духовнаго наставника; тогда отецъ Адріапъ, какъ отецъ
сердобольный, умиротворі?лъ вререканія и прес калъ д иствія
и посл дствія неиріязни, бол е всего паучалъ бояться
ссоры и врая;ды между собою, Е при этомъ иаподаіалъ
вс мъ, чтобы сестры хранили штръ въ общежитіп,
и что онъ готовить ихъ къ жизни монастырской,
душеполезной.
" Но вотъ обідин вдругъ выпадаетъ горе, Протввъ
старца начали являться наговоры и ложные взв ты; съ
годами зависть къслав старца и ненависть усилились
и оклеветали подвижника Христова иредъ духовными начальствомъ.
Въ скорбныхъ обстоятельствахъ жизни старецъ
писалъ къ одному изъ настоятелей шюческои обители,
въ отв тъ на его письмо: „Началы-шкова на меня
зависть и ненависть—за то, что меня ишутт, уважаютъ,
дов ряютъ, пользуются сов тами; п почему я получаемыя
подаянія не самъ къ нему приношу, а чрезъ заслуживатощаго
дов ріе посылаю" 2
). По распоряяіепію Епархіальнаго
начальства, въ феврал 1851 года, іеромоиахъ
Адріанъ нечаянно переведенъ былъ въ Югскую Доро севу
общежительную пустынь Рыбинскаго у зда той же
Ярославской губерпіи. Община остается какъ бы мертвая
без'ь озаряющаго ее духа благодати, д йствовавшей
чрезъ наставника на каждую изъ сестеръ. Отарецъ не
вел лъ им'ь унывать и указалъ повое и сто для жительства
ихъ въ город Молог . Трудно было это пересолете
б дной обіцші подвижницъ; страшила ихъ мысль—
покинуть родину и избрать незнакомы?! городъ въ жилище,
Н которыя изъ сестеръ переселились въ Б /ксцкъ,
ноостальныя вс безпрекословно исполнили сов тъстарца.
Въ Молог , близь Вознесенской церкви въ Заручь ,
он наняли себ большой деревянный флигель и въ нсмъ,
съ благословенія старца, завели вновь общежитіе по прпм
ру Пошехоискаго образа жизни. Впрочемъ сесгры пе
скоро освоились съ исвшгь своимъ бытомъ. Въ Ношехонь
п тъ женской обители, и югая обшниа думала,
молитвами и благословеиіемъ свята го мужа, вид ть тамъ
устроенною лсепскую обитель; персм щеиіо же въ чуждый
2
) Руководство къ духовіг. жизни старца Адріана. стр. -14-я
С.-Неторбу ргъ 1861 г.
Стр.5