Проблемы Дальнего Востока № 2, 2017 г. Идеология и проблемы сакральной географии в «Рассуждении о Северном пике» Гу Яньу © 2017 О.М. Мазо, А.Б. Старостина В работе анализируется сочинение видного историка и философа XVII в. <...> Для Гу Яньу, идеолога противодействия маньчжурским захватчикам, официальный перенос места культа Северного пика стал свидетельством того, что при новой династии Цин Китай приходит в упадок из-за отхода от древних традиций. <...> Цюйянская кумирня не особенно популярна у туристов. <...> Наше внимание привлекли многочисленные стелы, надписи на которых свидетельствовали о том, что здесь приносили жертвы Северной священной горе и императоры, и императорские посланники. <...> В начале правления маньчжурского дома Цин китайские интеллектуалы, как и раньше в подобных ситуациях, сосредоточили внимание на поисках ошибок предыдущей династии. <...> Те из ученых, которые находились в оппозиции к маньчжурским властям, мечтали найти идеальную форму китайской культуры, очистить вековые наслоения и воссоздать в новых условиях утраченный «золотой век». <...> Этой задаче были в конечном счете подчинены штудии представителей «ханьского учения». <...> Для одного из его основателей, Гу Яньу, свержение династии Мин было лишь одной из вех на долгом пути упадка, насчитывавшем уже два тысячелетия. <...> Спасением для страны, как он считал, могло стать возвращение старинных, например, ханьских и даже еще чжоуских социальных практик. <...> Мазо Ольга Михайловна, кандидат филологических наук, доцент Института восточных культур и античности РГГУ. <...> 154 О.М. Мазо, А.Б. Старостина Следы исчезающей культуры, как бы некоей Атлантиды, он разыскивал, путешествуя по стране. <...> Пять священных гор Пять пиков (Пять вершин, У юэ) — важнейшие элементы сакральной географии Китая. <...> В «Шу цзине» («Каноне истории») говорится о Четырех пиках. <...> Пять пиков впервые упоминаются в книге «Чжоуский ритуал» («Чжоу ли»). <...> Выражение «пять священных гор» (у юэ) появляется в западноханьских <...>