2007051217
'
'еггелм^/' і' МТІІТ) ш iiifHM п тшш шіті Изъ представленныхъ иаыи въ минувшемъ году на страницахъ «Кіевской Старины* матеріаловъ дія всторіи появленія и распространенія штунды на юг Россіи ') всякій не предъуб жденяый читатель могъ до очевидности удостов риться въ томъ, что такъ пазываемая у насъ штунда есть ничто яное, какъ н мецкій баптизмъ; занесенный въ наши н мецкія колоніи нарочитыми миссіоиерами изъ Гамбурга н что первыми его адептами изъ среды малорусскаго православиаго васелеиія были лица, случаино, въ качеств рабочихъ, попавшіе къ колонистамъ,—люди оторвавные отъ ,дома в семьв, отъ общевія въ молитв церкви и таввствахъ, отъ поучевія своихъ вастыреи, чувствовавівіе быть жожеіъ именво поэтому потребность въ духоввой ввщ и подвергшіеся д вствію искусвыхъ и фаиатичвыхъ пропов днвковъ новаго учевія. <...> Съ появлсвіемъ первыхъ посл дователей этого учеаія въ сред вравославвыхъ малороссіянъ, съ увеличеніемъ чвсла нарочитыхъ вропов днвковъ оваго въ сред н мецкихъ колонистовъ и учрежденіемъ правильно оргаввзоваивыхъ бавтистсквхъ общивъ въ развыхъ пувктасхъ Новороссіи и между врочвмъ въ Одесс , дальа вшее распростравевіе бавтвзма въ малорусскомъ васелевіи того края ве вредставляетъ ввчего удивительнаго, или неповятваго. <...> Зараза душеввая съ такою-же легкостію й быстротою, какъ в фвзическая^ вередается людямъ, находящвмся въ постояішомъ и т свомъ <...>
Баптизм_или_штунда_в_Киевской_губернии.pdf
2007051217
'
'еггелм^/' і
'
МТІІТ) ш iiiifHM п тшш шіті
Изъ представленныхъ иаыи въ минувшемъ году на страницахъ
«Кіевской Старины* матеріаловъ дія всторіи появленія и распространенія
штунды на юг Россіи ') всякій не предъуб жденяый
читатель могъ до очевидности удостов риться въ томъ, что такъ
пазываемая у насъ штунда есть ничто яное, какъ н мецкій баптизмъ;
занесенный въ наши н мецкія колоніи нарочитыми миссіоиерами
изъ Гамбурга н что первыми его адептами изъ среды малорусскаго
православиаго васелеиія были лица, случаино, въ качеств рабочихъ,
попавшіе къ колонистамъ,—люди оторвавные отъ ,дома в семьв,
отъ общевія въ молитв церкви и таввствахъ, отъ поучевія своихъ
вастыреи, чувствовавівіе быть жожеіъ именво поэтому потребность
въ духоввой ввщ и подвергшіеся д вствію искусвыхъ и фаиатичвыхъ
пропов днвковъ новаго учевія. Съ появлсвіемъ первыхъ посл
дователей этого учеаія въ сред вравославвыхъ малороссіянъ,
съ увеличеніемъ чвсла нарочитыхъ вропов днвковъ оваго въ сред
н мецкихъ колонистовъ и учрежденіемъ правильно оргаввзоваивыхъ
бавтистсквхъ общивъ въ развыхъ пувктасхъ Новороссіи и между
врочвмъ въ Одесс , дальа вшее распростравевіе бавтвзма въ малорусскомъ
васелевіи того края ве вредставляетъ ввчего удивительнаго,
или неповятваго. Зараза душеввая съ такою-же легкостію
й быстротою, какъ в фвзическая^ вередается людямъ, находящвмся
въ постояішомъ и т свомъ общеніи съ заражённымъ; всякое вовое
религіозное учевіе д вствуетъ съ неотразвмою силого во образ
живаго уб ждеішаго челов ка тов-же среды^ того-же близкаго,
особливо родствеппаго круга. Но то удввителвпо, что зараза; о
і) См. «Кіевскуго Старину> за 1884 год^^^ціібр. и ноябр. ішпжкп
\Ы-Л^ Ш.Ш-«!
W"
Стр.2
2
БАПТИЗМЪ ИДИ ШХУНДЛ ВТ. КІЕВСКОЙ ГУБЕРІІШ.
которой у насъ р чь, сд лала быстізып скачекъ съ крайняго юга
въ глубь кіевской губерніи,—сд .тала при отсутствіи вышеуказанныхъ
обстоятельствъ, проникла въ сплошную православную среду, нич мъ
къ ней непредрасполож.енную.
Пользуясь и на этотъ разъ офиціалышми даипыми, мы передадимъ
кратко о томъ, когда и какъ проыпкла къ намъ штуида, каковъ
былъ первоначальный ея ходъ,, при какихъ обстоятельствахъ
она распространялась, какъ локализовалась и какова телерь численпость
ея посл дователей, кавіа общія м ры прииимались къ ея
прес чёнію и что способствовало ея распространенію у насъ.
Занесеніе штунды въ кіевскую губерпіго относится къ 1870 г.
Первоначально она появилась въ с. Плосскомъ, таращанскаго у зда,
иотомъ перешла въ с. Чаплшіку, а отсюда въ е. Косяковку того-же
у зда. Вблизи этихъ приходовъ, ца и вообще въ таращанскомъ
у зд , никакихъ н мецкихъ сектантовъ не было какъ до этого
времени, такъ и иосл ; весь у здъ представлялъ сплошиое православное
населеніе, кроы 3,367 лицъ римско-католическаго испов -
данія_, находящихся и теперь въ разиыхъ селахъ этого у зда. Въ
названпыхъ приходахъ священниками въ ту пору были: въ с. Чаплиык
Димитрій Низгодинскгй 38 л. изъ окончившихъ кзфсъ духовной
семинаріи, им вшій въ семь только жеыу; въ с. Косяковк —Корнилій
Леоповичъ 41 года, также изъ окоячившихъ курсъ духовной
семинаріи, состоявшій вм ст
съ т мъ И ПОМОП],ИИЕОМЪ
благочиннаго; въ семейств у ыего было 8 д тей; въ с. Плосскомъ
—Тимофей Руткевгьчъ 59 л тъ; посл дыіи хотя ые получилъ семинарсваго
образованія^ но былъ подготовленъ къ ластырскому звапію
сам.ообразованіемъ и прохожденіемъ діакоиской должиости, а въ
сан священника состоялъ уже 26 л тъ; въ семейств у него быдо
4 д тей. Какихъ либо жалобъ на этихъ свяицеыяиковъ не поступало
отъ прихожанъ ни къ духовному, ыи къ гражданскому начальству
u вс они находились въ добрыхъ отношеыіяхъ съ своими цасомыми,
аттестовались всегда съ лучшей стороны въ своемъ поведеніи и
свои обязаиности исполняли прим рно. Въ свою очередь ихъ прігхожане
и въ релпгіозиомъ и въ нравствепиомъ отиошеиіяхъ стояли
иисколько пе ниже прихож^анъ другихъ церквей ТОЙ-ЛІ м стностн.
Такимъ образомъ въ м стной почв не было никакихъ задатковт.
или поводовъ къ возникБОвепію какой либо иротивуцерковвой секты.
Стр.3