Александр Степанович Яковлев
Руал Амундсен
Жизнь замечательных людей - 205
Море зовёт
По узким мосткам школьники прошли на пароход и сели цепочкой вдоль борта. <...> Помощник
учителя Кнутсен внимательно оглядел каждого мальчика. <...> Кнутсен кивал мальчику
головой в такт песне и, когда песня окончилась, сказал улыбаясь:
- У тебя, Руал, самый сильный голос. <...> Впереди
шёл учитель Нордаль в тёмной шляпе, а позади всех Кнутсен. <...> - Этот город основан задолго до рождения нашей столицы Христиании. <...> Руал не отставал от учителя ни на шаг. <...> Во время летних и зимних каникул Руал уезжал из
Христиании в Борге, городок близ Сарпсборга-на-Гломме - самой большой реке Норвегии. <...> Владелец
верфи капитан Амундсен был доволен, что его мальчики с детства приучаются владеть пилой, топором,
молотком, рубанком. <...> На тысячу километров здесь не было
человеческого жилья: только оледенелый камень и ледяная пустыня. <...> Он ясно представил себе, как люди идут по тёмной ледяной пустыне навстречу свирепому ветру. <...> - Я буду полярным исследователем, таким, как Франклин! - вслух сказал Руал и выпрямился,
сияющий, будто нашёл, наконец, то, что долго искал. <...> И странно - страдания эти не пугали
его, и он всё твёрже укреплялся в своём решении стать полярным исследователем. <...> Что она скажет, когда узнает, что её Руал будет не
только моряком, но и полярным исследователем? <...> Но никогда не примирится она с мыслью, что её сын будет полярным исследователем. <...> Она сама
читала книги о полярных экспедициях. <...> Так на два русла разделилась жизнь юного Руала Амундсена. <...> Никто не знает, что находится на Северном и Южном полюсах, никто не знает,
можно ли пройти на корабле вдоль северных берегов Америки из Атлантического океана до Берингова
пролива или вдоль северных берегов Европы и Азии от Белого моря до того же Берингова пролива. <...> Выполняя завет беспокойного царя Петра Первого, лелеявшего мечту о "дороге через Ледовитое
море в Китай и Индию <...>
Руал_Амундсен.pdf
Александр Степанович Яковлев
Руал Амундсен
Жизнь замечательных людей - 205
Море зовёт
По узким мосткам школьники прошли на пароход и сели цепочкой вдоль борта. Помощник
учителя Кнутсен внимательно оглядел каждого мальчика. У всех в руках или за плечами были сумки с
едой. Последним на пароход поднялся учитель Нордаль.
Палуба парохода была открыта со всех сторон; брезентовая крыша защищала пассажиров от дождя
и солнца.
Город только просыпался. Солнце выходило из-за дальних гор. В долине под Нурмаркеном ещё
лежали синие тени. Вода у набережной казалась маслянистой и неподвижной. С пронзительными криками
носились над водой чайки.
Пароход дал свисток. Под палубой зашипел пар. Два матроса убрали мостки, сняли чалки, и
полоса воды меж берегом и пароходом стала расширяться. Мальчики встали со своих мест и звонко
запели:
Да, мы любим эти скалы...
Громче и задорнее всех пел мальчик в зелёной куртке и зелёной шляпе. Кнутсен кивал мальчику
головой в такт песне и, когда песня окончилась, сказал улыбаясь:
- У тебя, Руал, самый сильный голос.
- И самый неприятный, - тотчас же откликнулся насмешливый сосед Руала, белокурый мальчуган
Фалькенберг.
Мальчики громко рассмеялись и заговорили, перебивая друг друга:
- У Руала в горле петух сидит.
- Какой там петух... Морж! Ишь, как ревёт!
Кнутсен унял шутников:
- Ну, не обижайте его. Смотрите, как хорошо кругом!
Отойдя от пристани, пароход прибавил ходу, и город стал удаляться. Тёмная зелень под горами
постепенно синела. Белые дома на фоне зелени были похожи на птиц, присевших отдохнуть. Из-за
дальней горы шёл к городу поезд. Длинным хвостом тянулся над ним белый пар. Мальчики во все глаза
глядели на развёртывавшуюся перед ними панораму. Многие из ребят впервые ехали по этому фиорду к
дальнему городу, лежащему у самого моря.
Пароход быстро шёл мимо берегов, где на обрывах белели красивые дома. Впереди показался
низкий каменный остров. Вот он ближе, ближе, уже видны толстые каменные стены и жерла пушек.
Учитель Нордаль протянул руку к острову:
- Эта крепость защищает подступы к нашей столице. Смотрите, как грозны эти стены и орудия.
Мальчики присмирели, молча рассматривая укрепления.
Миновав крепость, пароход вошёл в узкий канал, извилистый, как ползущая змея. Высоко над
каналом висел мост. По мосту двигались повозки, экипажи, люди. И когда пароход прошёл под мостом,
вдали показалось море, ещё не ясное, спрятанное в утреннем тумане. Мальчики запели снова.
Песня стала громче, как только открылась широкая гладь фиорда, сливающаяся с туманным
морем. Три шхуны с косыми белыми парусами плыли под гористым берегом, а самой серединой фиорда
шёл океанский пароход: и он и шхуны направлялись к маленькому городку, расположенному на правом
берегу.
Судно, на котором ехали мальчики, только подходило к городской пристани, а океанский пароход
уже швартовался у соседнего мола. Среди рыбачьих шхун и маленьких пароходиков океанский гость
казался великаном.Шумной толпой школьники высыпали на набережную и построились в ряды. Впереди
шёл учитель Нордаль в тёмной шляпе, а позади всех Кнутсен. Они шли неторопливо, разглядывая
чистенькие городские дома, набережную, корабли.
Стр.1