В статье рассмотрены модели прогнозирования показателя энергообеспеченности перевозочного процесса — «расход электроэнергии на тягу (право)» на основании идентификации его с фактическими производственно-экономическими показателями на примере одного из филиалов компании ОАО «РЖД». <...> Исследования проводились на основании составленной базы данных помесячных фактических значений показателей за длительный период с 2007 по 2016 г. Представлена методика и результаты статистических исследований показателя «расход электроэнергии на тягу (право)» во взаимосвязи с двадцатью показателями в том числе «участковая скорость», «средний вес поезда», «расходы по перевозкам». <...> В методике изложены положения по выбору факторов для многофакторной модели и устранения последствий мультиколлинеарности и на основании использования результатов кластерного анализа и построения дендограмм Предложены варианты построения многофакторных моделей для прогнозирования и управления показателем «расход электроэнергии на тягу (право)» для задан управления и риск-менеджмента. <...> В качестве математического аппарата построения многофакторных моделей использовался аппарат линейных регрессионных уравнений. <...> Построение дендограмм и получение коэффициентов регрессионных уравнений осуществлялось в программе Statistica. <...> При использовании многофакторной модели достигнуто улучшение точности прогнозирования показателя «расход электроэнергии на тягу (право)», измеряемого МАРЕ — оценкой, с 15% до уровня не хуже 6%. <...>