На электрифицированном транспорте рельсы используются в качестве обратного провода для тягового тока. <...> Стабилизация сопротивления элементов рельсовой сети тяговому току в пределах рельсовых цепей обеспечивается стыковыми рельсовыми соединителями (СРС), которые подразделяются на приварные, штепсельные, пружинные. <...> В зависимости от вида тяги применяют медные или сталемедпые СРС различного сечения, поэтому токопроводность рельсовой линии зависит от ее конструктивного исполнения, условий эксплуатации и технического обслуживания рельсовых цепей. <...> Анализ распределения отказов элементов рельсовых цепей показывает, что неисправность стыковых рельсовых соединителей является одной из преобладающих причин отказов РЦ. <...> Например, за 4-й квартал 2016 г. на Куйбышевской железной дороге — филиале ОАО «РЖД» — этот показатель составляет 20%, при этом 57% приходится на РЦ из общего числа отказов устройств систем железнодорожной автоматики, телемеханики. <...> Из 11 дистанций на двух произошло увеличение отказов по сравнению с 3-м кварталом 2016 г., в том числе, из-за неисправности стыковых рельсовых соединителей. <...> В статье рассматриваются вопросы, связанные с непрерывным мониторингом и диагностированием сопротивления рельсовых линий основанным на принципах инвариантности к возмущающим воздействиям! <...>