Автор стремится доказать, что эти потребности, порождаемые способностью к абстрактнологическому мышлению, отличны от социальных интересов человека и совпадают с духовными нуждами людей. <...> * Момджян Карен Хачикович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> . 97 Конечно, такая классификация затруднена сложной связью этих факторов, которые взаимоположены и взаимопроникают друг в друга в ситуации, когда общественный человек вынужден служить нуждам своего тела, а тело, в свою очередь, служит для реализации его социальных целей. <...> Лишь в этом случае мы можем относить и дыхательную, и пищевую потребности к нуждам человеческого тела, хотя одна из них (в норме) удовлетворяется соматически, посредством физиологического гомеостаза, а другая – этологически, посредством деятельности, основанной на вербально-понятийном, абстрактно-логическом мышлении. <...> 2 Замечу сразу, что, говоря о социальных потребностях человека, я использую термин «социальный» в самом широком его понимании, в котором он обозначает не вид деятельности, создающий непосредственную человеческую жизнь, и не коллективное в общественной жизни (в отличие от индивидуального в ней), а надорганическую реальность – ту часть окружающего и охватывающего нас мира, которая выделена из природы и отлична от нее. <...> 98 Известно, что многие исследователи убеждены в том, что субстанциальная специфика человеческого образа жизни определяется наличием орудийного отношения к среде, т.е. способностью производить, хранить и многократно использовать орудия, целесообразно изменять среду существования, создавать условия жизни, которые отсутствуют или которых недостает в ней. <...> Согласно такому подходу, важнейшим свойством человека является разумность – способность к нестандартному поведению в нестандартных ситуациях, которая основана на их символизации <...>