Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №1 2017

К ТИПОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 1 (60,00 руб.)

0   0
Первый авторМомджян
Страниц20
ID595069
АннотацияСтатья посвящена анализу социальных потребностей человека, создаваемых особым, присущим лишь людям образом жизни. Автор стремится доказать, что эти потребности, порождаемые способностью к абстрактнологическому мышлению, отличны от социальных интересов человека и совпадают с духовными нуждами людей. Автор предлагает некоторые социально-философские дополнения и уточнения к типологии потребностей, созданной выдающимся психологом А. Маслоу
Момджян, К.Х. К ТИПОЛОГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ. СТАТЬЯ ТРЕТЬЯ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ЧАСТЬ 1 / К.Х. Момджян // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2017 .— №1 .— С. 101-120 .— URL: https://rucont.ru/efd/595069 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Автор стремится доказать, что эти потребности, порождаемые способностью к абстрактнологическому мышлению, отличны от социальных интересов человека и совпадают с духовными нуждами людей. <...> * Момджян Карен Хачикович – доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной философии и философии истории философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, тел. <...> . 97 Конечно, такая классификация затруднена сложной связью этих факторов, которые взаимоположены и взаимопроникают друг в друга в ситуации, когда общественный человек вынужден служить нуждам своего тела, а тело, в свою очередь, служит для реализации его социальных целей. <...> Лишь в этом случае мы можем относить и дыхательную, и пищевую потребности к нуждам человеческого тела, хотя одна из них (в норме) удовлетворяется соматически, посредством физиологического гомеостаза, а другая – этологически, посредством деятельности, основанной на вербально-понятийном, абстрактно-логическом мышлении. <...> 2 Замечу сразу, что, говоря о социальных потребностях человека, я использую термин «социальный» в самом широком его понимании, в котором он обозначает не вид деятельности, создающий непосредственную человеческую жизнь, и не коллективное в общественной жизни (в отличие от индивидуального в ней), а надорганическую реальность – ту часть окружающего и охватывающего нас мира, которая выделена из природы и отлична от нее. <...> 98 Известно, что многие исследователи убеждены в том, что субстанциальная специфика человеческого образа жизни определяется наличием орудийного отношения к среде, т.е. способностью производить, хранить и многократно использовать орудия, целесообразно изменять среду существования, создавать условия жизни, которые отсутствуют или которых недостает в ней. <...> Согласно такому подходу, важнейшим свойством человека является разумность – способность к нестандартному поведению в нестандартных ситуациях, которая основана на их символизации <...>