Научные консультанты: Ингеборг Терезия Штуде, И.Н. Воскресенский Анализ европейского опыта адаптации центров исторических городов со сложившейся застройкой (часть 3-я, заключительная) Редакция завершает публикацию одной из глав книги «Кулдига. <...> Архитектурная концепция доступности», посвященной комплексному решению задач, связанных с организацией безбарьерной среды в городах Европы. <...> Системы навигации на путях движения маломобильных граждан Эта тема во многом была уже освещена в разделе «Первая практика», поэтому ниже коснемся лишь чисто специфических вопросов навигации в рамках тротуаров вдоль улиц и пешеходных дорожек в парках. <...> Этот вопрос особенно остро встает в условиях сложившейся застройки центров городов, где не только дома, но и территории являются объектами охраны исторического наследия. <...> Необходимо отметить, что в различных городах Европы предпринимались попытки создавать псевдоисторическую поверхность на путях движения пешеходов с использованием брусчатки с колотым или сферическим верхом. <...> Она получила однозначную негативную оценку и жителей 84 Технологии строительства 6(116)/2016 города, и профессионального сообщества на европейском уровне, то есть тех, кто непосредственно занимается созданием безбарьерной среды, и инвалидного сообщества, членов которого как бы загнали в прокрустово ложе специально выделенных путей движения. <...> Инвалиды – «опорники» и «колясочники» по такой поверхности передвигаться не могут из-за экстремально повышенной нагрузки на позвоночник. <...> Слепым – просто неудобно, так как на такой поверхности невозможно организовать наземную тактильную навигацию. <...> Оценка была дана такая: стремление создать аутентичную поверхность путей движения в городе привело к тому, что ситуация с доступностью города для маломобильных граждан не улучшилась, а ухудшилась. <...> С позиции универсального дизайна такие пути движения лишены каких бы то ни было ориентиров для определения <...>