БИСМАРК НА НЕМЕЦКОЙ ПОЧТОВОЙ ОТКРЫТКЕ РУБЕЖА XIX–XX веков Подписывая 6 июня 1870 г. в качестве канцлера Северогерманского союза распоряжение о введении нового вида почтового сообщения – «корреспондентской карточки» (открытки), Отто фон Бисмарк едва ли мог предположить, что именно ему предстояло стать одним из самых популярных персонажей, изображенных на ней. <...> С рубежа XIX–XX вв. и вплоть до окончания Первой мировой войны по Германии циркулировали миллионы открыток со всевозможными «бисмарковскими» сюжетами, попадая чуть ли не в каждый немецкий дом. <...> Массовость этого социокультурного феномена превратила открытку в важный источник изучения общественного мнения и настроений вильгельмовской Германии, позволяя задаться вопросами о содержательной стороне распространявшихся ею визуальных образов Бисмарка, изобразительных средствах, о месте и функциях подобных открыток как в общественно-политической, так и в повседневной жизни. <...> Наконец, важнейшая характерная черта почтовой открытки как источника – сочетание в ней качеств носителя изображений и средства коммуникации, что открывает возможность изучения реакции людей на предлагавшиеся им визуальные образы. <...> Со времени отставки Бисмарка с поста канцлера Германской империи в 1890 г. его популярность лишь набирала обороты, превратившись к началу нового века в настоящий культ1. <...> Наиболее общей причиной этого была потребность в единой идентификационной фигуре, которая для обитателей объединенных в 1871 г. в Германскую империю государств могла бы воплотить в себе их новое отечество. <...> Бисмарк как создатель империи подходил на эту роль лучше всего, однако Бисмарк не реальный, а символический. <...> Необходимая для этого мера абстракции появилась, когда «железный канцлер» ушел в отставку, оказавшись будто бы вне всяческих интересов и партий. <...> В рамках же данной статьи речь пойдет о становлении и распространении мифа и культа Бисмарка посредством совершенно <...>