СОЗДАНИЕ ДИНАМИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ И ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТОРЦЕВОГО ГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО УПЛОТНЕНИЯ Самарский государственный аэрокосмический университет (Национальный исследовательский университет), г. Самара Значительная часть повреждений в торцевых газодинамических уплотнениях происходит в результате возникновения в них опасной вибрации. <...> Для повышения надежности таких уплотнений необходима разработка адекватных математических моделей и проведение комплекса расчетноэкспериментальных исследований. <...> Рас смотрена двухмассовая динамическая модель торцевого газодинамического уплот нения, которая наиболее подходит для практических случаев. <...> Результаты можно использовать при разработке новых конструкций уплотнений и при внедрении уплотнений в компрессоры с маг нитными опорами. <...> В газовой промышленности в настоящее время широко применяются компрессоры с электромагнитными подшипниками (ЭМП). <...> Газоперекачивающие агрегаты (ГПА) в этом случае являются “сухими”, т.е. без применения смазки в опорах ротора [1], что существенно влияет на надежность ГПА. <...> Также проводятся обширные исследования по внедрению ЭМП в авиационные газотурбинные двигатели, которые можно ис пользовать в авиации, энергетике и нефтегазовой промышленности в качестве приво дов. <...> Допустимый диа пазон амплитуд вибраций ротора в электромагнитных подшипниках определяется возможностями используемых в ГПА торцевых газодинамических уплотнений (ТГДУ) [1–3]. <...> Вибрация ротора возникает изза ряда причин, связанных с технологией изго товления и особенностями эксплуатации. <...> Например, в сочетании с перекосом вращающегося кольца уплотнения вибрация создает повышенный момент трения на контактных поверхно стях. <...> Это приводит к нерасчетному режиму работы с ростом температуры в зоне тре ния и может увеличить утечки через уплотнение. <...> К тому же вибрация ротора создает дополнительные динамические напряжения <...>