РАЗВИТИЕ МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ ЗАДИРОСТОЙКОСТИ АЛЮМИНИЕВЫХ СПЛАВОВ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СКЛЕРОМЕТРИИ Институт проблем механики РАН, г. Москва Представлены результаты исследования опытных экспериментальных алюмини евых сплавов, предполагаемых для возможной замены дорогостоящих бронз в узлах трения железнодорожного транспорта. <...> Предварительный отбор сплавов осуществ лялся методом склерометрии по критерию относительной сдвиговой прочности, как более информативному по сравнению с контактным напряжением микрореза ния. <...> Проведены триботехнические испытания выбранных сплавов по трехпальчи ковой схеме, имитирующей работу опорного подшипника скольжения. <...> Результаты испытаний подтвердили принципиальную возможность использования этих спла вов в качестве заменителей бронзы. <...> Показано влияние химического состава сплава на триботехнические свойства исследуемых сплавов. <...> По данным [1] в узлах трения железнодорожного транспорта, в частности, в моно литных подшипниках скольжения, возможна замена дорогостоящих оловянносвин цовистых бронз на легированные алюминиевые сплавы. <...> Для алюминиевых сплавов, как подшипниковых материалов, актуальны проблемы минимизации потерь на трение, обеспечения их износостойкости и, в частности, за диростойкости, т.е. тех свойств, которые характеризуют антифрикционность материа лов. <...> В настоящее время разработка и подбор антифрикционных алюминиевых материа лов для конкретных условий эксплуатации осуществляется по традиционным проч ностным критериям (HB, σв, δ0,2 KCU), которые обусловлены объемными, а не по верхностными свойствами материалов. <...> Из них лишь твердость и пластичность имеют некоторое отношение к задиростойкости, поскольку характеризуют прирабатывае мость материала и способность его поглощать абразивные частицы. <...> В работе [2] обосновывалась принципиальная возможность прогнозирования зади ростойкости антифрикционных сплавов по критерию <...>