Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634160)
Контекстум
.
Психологический журнал  / №1 2017

АРХЕТИП КАК КОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ (200,00 руб.)

0   0
Первый авторМазилов
АвторыЗлотникова Т.С.
Страниц7
ID593041
АннотацияАнализируется понятие архетипа как кода массовой культуры. Рассматриваются взгляды разных авторов, использующих архетип как объект исследования, конструируемый и верифицируемый в его самостоятельном значении. Показано, как это понятие позволяет сформулировать новые представления. Архетип также рассматривается как матрица-модель для исследователей, использующих в качестве основных другие понятия, например категории мифа, познания, сознания, языка, характера, мира и многих других. Архетип проанализирован и как дефиниция, употребление которой позволяет конкретизировать либо расширить проблемное поле исследования, обогатить его содержание. Приведены примеры проявления архетипа в российской массовой культуре (мужской и женский архетипы в кино, литературе, на телевидении)
Мазилов, В.А. АРХЕТИП КАК КОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ / В.А. Мазилов, Т.С. Злотникова // Психологический журнал .— 2017 .— №1 .— С. 131-137 .— URL: https://rucont.ru/efd/593041 (дата обращения: 16.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

129–135 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПУБЛИЦИСТИКА АРХЕТИП КАК КОД МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ1 © 2017 г. В. А. Мазилов*, Т. С. Злотникова** * Доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой Ярославского государственного педагогического университета им. <...> К. Д. Ушинского, Ярославль; e-mail: zlotnts@rambler.ru Анализируется понятие архетипа как кода массовой культуры. <...> Архетип также рассматривается как матрица-модель для исследователей, использующих в качестве основных другие понятия, например категории мифа, познания, сознания, языка, характера, мира и многих других. <...> Приведены примеры проявления архетипа в российской массовой культуре (мужской и женский архетипы в кино, литературе, на телевидении). <...> В последнее время психологическая наука возвращается к широкому употреблению понятия “внутренний мир человека” [18], появляются учебники по общей психологии, в которых оно выступает в качестве предмета психологии [19]. <...> Идеи знаменитого швейцарского психолога Карла Густава Юнга, в частности, понятие коллективного бессознательного и архетипа, перспективны для разработки психологии в России [12; 15], хотя “возвращение” идей Юнга в контекст проблем и разработок современной российской психологии не выглядит беспроблемным [13; 14]. <...> В сознании современного исследователя в области гуманитарных наук понятие “архетип” ассоциируется с именем Юнга. <...> Для этого есть достаточно причин, хотя абсолютизировать роль выдающегося швейцарца в изучении данной проблемы все же не стоит. <...> Юнг поясняет, что понятие архетипа, которое составляет необходимый коррелят к идее коллективного бессознательного, намекает на наличие определенных форм в психике человека, которые распространены всегда и повсюду [21]. <...> 129 130 МАЗИЛОВ, ЗЛОТНИКОВА Это обстоятельство дает основания рассмотреть понятие архетипа в более широком контексте. <...> Поскольку массовая культура тяготеет к расчленению и личности, и продукта ее деятельности – художественного образа – на элементарные, простейшие <...>