101–113 УДК 532.526:533.6:538.4 ВОЗБУЖДЕНИЕ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ВОЗМУЩЕНИЙ В ТРЕХМЕРНОМ ПОГРАНИЧНОМ СЛОЕ С ПОМОЩЬЮ ПЛАЗМЕННЫХ АКТУАТОРОВ © 2017 г. А. Ф. Киселевa , А. П. Курячийb , С. Л. Чернышевc Центральный аэрогидродинамический институт им. <...> Н.Е. Жуковского, Жуковский, Московская обл. e-mail: a a-ph-kiselev@ya.ru, b aleksandr.kuryachiy@tsagi.ru, c slc@tsagi.ru Поступила в редакцию 22.04.2016 г. Предложены два варианта конструкции многоразрядного плазменного актуатора, предназначенного для возбуждения возмущений в пограничном слое вблизи передней кромки стреловидного крыла, которые должны препятствовать появлению и развитию мод неустойчивости поперечного течения, приводящих в обычных условиях к ламинарно-турбулентному переходу. <...> Численное моделирование возбуждения контролируемых возмущений плазменным актуатором выполнено в стационарном приближении для случая обтекания скользящего крыла при типичных условиях крейсерского полета дозвукового самолета. <...> Рассмотрено локализованное объемное силовое и тепловое воздействие на течение в пограничном слое, периодическое вдоль передней кромки крыла. <...> Расчеты выполнены при физических параметрах воздействия, которые реализуются в приповерхностном разряде с диэлектрическим барьером. <...> Ключевые слова: скользящее крыло, пограничный слой, неустойчивость поперечного течения, разряд с диэлектрическим барьером DOI: 10.7868/S0568528117020116 Разработка инновационных аэродинамических технологий для создания более эффективных авиационных транспортных систем остается предметом повышенного внимания авиационного научного сообщества. <...> Одна из целей этих разработок – уменьшение аэродинамического сопротивления дозвуковых транспортных самолетов, более половины которого в крейсерском режиме полета составляет вязкое сопротивление [1]. <...> В частности, управление ламинарным обтеканием стреловидного крыла дозвукового самолета может обеспечить снижение полного сопротивления на 12–14%. <...> Ламинарно-турбулентный переход на стреловидном <...>