75–89 УДК 532.516 ЧИСЛЕННО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПУТЕЙ СНИЖЕНИЯ АЭРОАКУСТИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В ПРОТЯЖЕННОЙ ПРЯМОУГОЛЬНОЙ КАВЕРНЕ ПРИ ДО- И ТРАНСЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ НАБЕГАЮЩЕГО ПОТОКА © 2017 г. Р. Г. Абдрашитов*, Е. Ю. Архиреева**, Б. Н. Даньков**, В. С. Коротаев*, А. П. Косенко**, О. Ю. Попов*,a , О. К. Стрельцов*, И. Б. Чучкалов* * Филиал ПАО «Компания “Сухой”, “ОКБ Сухого”, Москва ** ЦНИИ машиностроения, Москва e-mail: astation_112@mail.ru Поступила в редакцию 25.02.2016 г. Представлены результаты комплексных исследований, включающих в себя численные расчеты, эксперименты на моделях в аэродинамической трубе и на планере в летных условиях, направленные на поиск путей снижения уровней пульсаций давления в протяженной каверне при до- и трансзвуковых скоростях набегающего потока. <...> Показано, что для уменьшения указанных нагрузок можно воспользоваться средствами, показавшими свою эффективность для каверн с открытым типом течения, например, с помощью проницаемого дефлектора и скоса задней стенки, но при условии определенного сочетания их геометрических параметров. <...> Исследованы механизмы воздействия на течение указанных устройств, благодаря которым достигается снижение интенсивности волновых возмущений, генерируемых задней стенкой, ограничение роста волны неустойчивости в слое смешения за дефлектором и снижение уровней пульсаций в каверне. <...> Результаты численных исследований течения в каверне c проницаемым дефлектором, вероятно, являются одними из первых. <...> Ключевые слова: протяженная каверна, проницаемый дефлектор, турбулентные течения, слой смешения, волна неустойчивости, волновые возмущения, диссипативные потери, аэроакустические нагрузки, пульсации давления, комбинированные численные методы DOI: 10.7868/S0568528117020025 Наличие открытых каверн наблюдается на самолетах (ниши шасси, различных грузов), на наземном транспорте (окна, пространства между вагонами) и в других многочисленных случаях. <...> Для снижения аэроакустических <...>