Слово о страхе божьем Убоимся Господа яко звери, видех бо мужа крастъ шедша и Бога убо не убоящася, глас же песеи на месте услышавше, возвратишася. <...> Егоже страх божии не сотвори боятися, того же страх зверин возможе. <...> Видех семя, неволею в землю впадающе и плод мног творяще, якоже и сице видех пакы во врачевнице некого иныя некоея ради вины пришедша и врачевною кротостию удержана и исцеление приемша, и быша несамовольная в некоих самовольных известнеиша и больша, никтоже тягостию и множеством самовольных известнеиша и больша, никтоже тягостию и множеством греховным извета творя недостоин ся чернеческыя заповеди нарицаи и сластовредием сам ся осужати мнии, известуя изветы о гресех, идеже бо мног гнои, ту и великы врачьбы потреба да скверну отринет, здравии бо к врачьбе не приходят. <...> 107 © И. В. Лемешкин (Чехия) КНЯГИНЯ ЯРОСЛАВНА МЕЗЕНСКОГО УЕЗДА, ИЛИ ПОЧЕМУ ЖЕНА ИГОРЯ ПЛАЧЕТ «НА ЗАБРАЛЕ» И. В. Лемешкин Княгиня Ярославна Мезенского уезда Фрагмент «Слова о полку Игореве», начинающийся со слов «На Дунаи Ярославнынъ гласъ ся слышитъ. <...> »1 и оканчивающийся словами «.тугою имъ тули затче», традиционно обозначается как «плач Ярославны». <...> В ранних работах, посвященных Слову, данную часть текста, обрамляющую эмоциональный монолог героини, называли «песней», «молитвой», «молением», «мольбой», «заклинанием», «заговором» и т. д. <...> Некоторые названия («заговор», «молитва», «заклинание») употребляются и современными исследователями Слова, однако устоявшееся определение «плач» представляется, пожалуй, самым верным и надежным. <...> На плач указывает действие героини, так как оно троекратно обозначается в самом произведении: «Ярославна рано плачетъ въ Путивлh на забралh, аркучи», «Ярославна рано плачеть Путивлю городу на заборолh, аркучи», «Ярославна рано плачетъ въ Путивлh на забралh, аркучи». <...> Узкое соотнесение с похоронно-поминальным жанром предопределяют и некоторые текстологические параллели с живой устно-поэтической <...>