Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Русская литература  / №1 2017

К. С. АКСАКОВ: МЕЖДУ «СВОИМ» И «ЧУЖИМ» (200,00 руб.)

0   0
Первый авторКотельников
Страниц26
ID592176
АннотацияЛичность и деятельность Константина Сергеевича Аксакова в мемуарной и научной литературе освещены весьма обстоятельно.1 Однако сегодня, вновь обращаясь к его наследию и биографии (в связи с подготовкой в Пушкинском Доме Полного собрания его сочинений), мы убеждаемся, что сложившееся представление о К. Аксакове нуждается в дополнениях и более точных акцентах В основе его мировосприятия, как и в основе мировосприятия других старших славянофилов, очевидна фундаментальная оппозиция «свое» — «чужое».2 У И. В. Киреевского, А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина она развертывалась в обширном историческом, философском, литературном материале, в котором получала осложненную и изменчивую форму. Тогда как у «непреклонного Константина» (слова С. Т. Аксакова о сыне) оппозиция зачастую представала как неподвижный и неразрешимый антагонизм, при этом «свое» и, особенно, «чужое» в составе оппозиции оказывались содержательно упрощенными.
Котельников, В.А. К. С. АКСАКОВ: МЕЖДУ «СВОИМ» И «ЧУЖИМ» / В.А. Котельников // Русская литература .— 2017 .— №1 .— С. 23-48 .— URL: https://rucont.ru/efd/592176 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Аксаков: между «своим» и «чужим» К. С. АКСАКОВ: МЕЖДУ «СВОИМ» И «ЧУЖИМ»* Личность и деятельность Константина Сергеевича Аксакова в мемуарной и научной литературе освещены весьма обстоятельно. <...> нуждается в дополнениях и более точных акцентах. <...> В основе его мировосприятия, как и в основе мировосприятия других старших славянофилов, очевидна фундаментальная оппозиция «свое» — «чужое». <...> Тогда как у «непреклонного Константина» (слова С. Т. Аксакова о сыне) оппозиция зачастую представала как неподвижный и неразрешимый антагонизм, при этом «свое» и, особенно, «чужое» в составе оппозиции оказывались содержательно упрощенными. <...> 2 Как архетипическая и актуализируемая в различных социокультурных ситуациях эта модель мировосприятия, давно выделенная этнологами, антропологами, лингвистами, эффективно применяется в анализе коллективного и индивидуального сознания и поведения. <...> 22 В. А. Котельников Неизбежным следствием стала отъединенность от европейских стран и от Западной Церкви, что П. Я. Чаадаев считал роковым поворотом на историческом пути России. <...> Безусловно первичным «своим» для него были семья с ее патриархальным укладом, дом, окружающие его природа и крестьянство. <...> Он беззаботно всю жизнь провел под домашним кровом и прирос к нему, как улитка к раковине, не понимая возможности самостоятельной, отдельной жизни, без подпоры семейства. <...> Он был в наднациональном мировосприятии и в Германии испытывает излюбленное «чувство бесконечного»;13 начала же этих состояний относил опять-таки к той поре, когда жил еще «в Надеждине, в Аксакове, в своем семействе». <...> Разумеется, он оценил высокую степень просвещенности, развития наук, благоустроенности, но напоследок заключил, что у немцев «субстанция народа (говоря их же выражением) ниже, гораздо ниже субстанции русского народа. <...> В нем мы не находим присутствия Лессинга, Канта, Фихте, В. фон Гумбольдта, Шеллинга, иенских и гейдельбергских романтиков, как отсутствуют <...>