В.И. ИЛЬИН, В.И. ЧОЙ © 2017 г. ТОРГОВО-РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В РОССИИ ИЛЬИН Владимир Иванович – доктор социологических наук, профессор кафедры социологии культуры и коммуникаций Санкт-Петербургского университета, Санкт-Петербург, Россия (ivi-2002@ yandex.ru); ЧОЙ Ву Ик – кандидат социологических наук, профессор Института российских исследований университета иностранных языков Ханкук, Сеул, Республика Корея (wooikchoi@yahoo. co.kr). <...> Покупка товаров – почти универсальная характеристика общественной и личной жизни. <...> Покупательское поведение представляет собой набор относительно устойчивых конфигураций практик микроуровня, отражающих существенные характеристики социальных контекстов разных масштабов. <...> В России этот процесс совпал с запоздалым переходом от общества дефицита к формированию общества потребления (1990-е – 2000-е гг.) <...> . Новый тип общества, атрибутом которого являются торгово-развлекательные центры (ТРЦ), носит очаговый характер и распространяется в рамках логики социально-территориальной иерархии: от столицы к региональным центрам, а от них в глубинку. <...> Ключевые слова: торгово-развлекательные центры • моллы • потребление • общество потребления • шопинг • качество жизни Покупательское поведение имеет двоякий характер, в нём проявляются сущностные социально-экономические характеристики макроуровня. <...> С одной стороны, это удовлетворение потребностей, с другой – покупательское поведение при определенных условиях из средства превращается в существенный компонент цели, принимая форму шопинга как важного элемента стиля жизни. <...> Переход от покупательского поведения к шопингу существенно изменил культуру потребления [Zukin, 2004]: магазин превратился в источник удовольствий. <...> Экономика дефицита [Kornai, 1980] порождает общество дефицита, совокупность социальных институтов и устойчивых конфигураций практик, нацеленных на решение проблем, связанных с масштабным <...>