15–22 УДК 612.821 ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОГНИТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ © 2017 г. А. С. Горев ФГБНУ “Институт возрастной физиологии РАО”, Москва E-mail: develop.physiol@inbox.ru Поступила в редакцию 18.09.2016 г. У подростков: 12–13, 13–14 лет анализировалось влияние произвольной релаксации на функциональную организацию и эффективность произвольного предстимульного внимания при выполнении когнитивной задачи. <...> Эффективность выполнения когнитивной задачи (слухоречевая кратковременная память) оценивалась на основе количества правильно запоминаемых слов. <...> Показано, что для обеих возрастных групп характерно снижение способности к произвольной релаксации и ее влияния на эффективность выполнения когнитивных задач. <...> Анализ функции когерентности ритмических составляющих ЭЭГ в ситуации произвольного внимания, направленного на выполнение когнитивной задачи, не выявил значимого изменения взаимодействия префронтальной коры с другими корковыми зонами при переходе от состояния спокойного бодрствования или пострелаксационного состояния к преднастройке на выполнение задачи, что характерно для взрослых и детей младшего возраста. <...> Полученные данные рассматриваются как результат неоптимального функционирования механизмов произвольной регуляции и организации деятельности в подростковом возрасте. <...> Ключевые слова: произвольная релаксация, электро-кожная проводимость, произвольное внимание, кратковременная вербальная память, когерентность ЭЭГ. <...> DOI: 10.7868/S0131164617020060 Возрастание объема и интенсивности школьных нагрузок диктует необходимость разработки новых эффективных физиологически-ориентированных обучающих технологий, учитывающих возрастные особенности функционирования мозга ребенка. <...> Одним из перспективных направлений разработки такого рода технологий является использование возможностей психофизиологической саморегуляции – произвольного <...>